Питание © Ясли-сад №551 г.Минска

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

Управление по образованию
администрации Московского района г. Минска
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"Ясли-сад №551 г. Минска"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

 

 

Питание


  О рациональном питании детей

подробнее.../свернуть

О рациональном питании детей

Об организации питания в учреждениях образования
(выписка из Кодекса Республики Беларусь об образовании)
Статья 40. Обеспечение питанием
1. Учреждения образования (иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации ими образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интел­лектуальной недостаточностью) создают необходимые условия для организации питания обучающихся.
2. Организация питания обучающихся осуществляется в соответ­ствии с законодательством юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг обще­ственного питания, иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения, либо учреждениями обра­зования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
3. Питание организуется в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов по установленным нормам питания и денежным нормам расходов на питание для соответствующих категорий обучающихся. При необходимости организуется диетическое (щадящее) питание. Нормы питания, денежные нормы расходов на питание утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
4. Обучающиеся обеспечиваются питанием за счет собственных средств, средств законных представителей несовершеннолетних обучающихся, средств республиканского и (или) местных бюджетов, иных источников в соответствии с законодательством.
5. Положение об организации питания обучающихся, обеспечении питанием обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, размер и порядок взимания платы за питание утверждаются Правительством Республики Беларусь.
 
Источник:
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ст.40.
 
Подготовила:
заведующий  Веренич Л.А. 
 

О сервировке стола и подаче блюд

Покрывать стол рекомендуется чистой, хорошо выглаженной скатертью или использовать салфетки под каждый прибор. Набор столовых приборов (ложки, вилки, ножи) применяются в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

            Для хлеба следует использовать хлебницу или мелкую тарелку.
            Столовые приборы располагаются так: слева от тарелки кладут зубцами кверху вилку, справа лезвием к ней – нож и рядом с ним – столовую ложку. Десертный прибор кладут перед тарелкой.
            Обязательным является наличие индивидуальных салфеток – льняных или бумажных. Сервировка столов начинается, когда дети занимаются гигиеническими процедурами, заканчивается – к моменту готовности первого ребенка приступить к еде.  Любой прием пищи начинать с овощного салата. Это блюдо стоит на столе к моменту готовности детей перед приемом пищи.
            Первое и второе блюдо каждому ребенку необходимо раздавать персонально.         Желательно использовать сервировочные тележки, на которых должна быть подготовлена столовая посуда и первое блюдо. Смену блюд необходимо производить после того, как ребенок съест предыдущее блюдо.
            Подачу каждого блюда необходимо сопровождать сообщением о том, как надо правильно есть, в чем его основная польза, кто его любит; выражать уверенность, что все дети с ним хорошо справятся; оценивать результат.
 
Источник: Руководство № 11-14-1-2000 «Организация рационального питания детей в детских дошкольных учреждениях», утвержденного Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 25.04.2000. Раздел 4 «Выдача готовой пищи».
 
Рекомендуемые объемы отдельных блюд для детей раннего и дошкольного возраста (г, мл)
 
 
Наименование блюд
Возраст детей
1-3 года
3-7 лет
Завтрак
 
 
Каша (овощное блюдо)
130-150
180-200
Яичное (творожное,
50-60
 
70-80
мясное, рыбное) блюдо
 150
 
 
Кофе (чай, молоко)
              150
 
                200
Обед
 
 
Салат
30-40
50-60
Первое блюдо
150
200
Блюдо из мяса, рыбы
50-60
70-80
Гарнир
100-120
130-150
Третье блюдо
              150
               200
Полдник
 
 
Кефир (молоко)
150
200
Булочка(печенье)
40-60
70-90
Ужин
 
 
Овощное (творожное)
150-180
200-250
блюдо или каша
 
 
Молоко (кефир)
              150
                  200
Понедельник (1-й день)
Для детей дошкольного возраста 3 – 6 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин – 17,3%
 
 
 
 
 
Яблоко свежее
50
0,20
0,20
4,90
22,50
Булочка «Витьба» (вариант-2)
50
4,45
3,53
27,32
159,30
Какао с молоком
200
3,79
3,20
25,81
143,0
Итого
8,44
6,93
58,03
324,8
 
Вторник (2-й день)
Для детей дошкольного возраста 3 – 6 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин – 20 %
 
 
 
 
 
Вареники ленивые
150
22,43
11,74
23,1
291,03
Кефир
180
5,04
5,76
7,38
100,80
Апельсины свежие
60
0,52
0,12
4,88
24,00
Итого
27,99
17,6
35,35
415,83
 
Среда (3-й день)
Для детей дошкольного возраста 3 – 6 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин –
17.1 %
 
 
 
 
 
Рыба припущенная
70
13,75
0,52
0,49
61,18
Капуста тушеная
100
2,47
3,47
10,86
84,04
Какао с молоком
180
3,41
2,88
23,23
128,70
Бананы
60
0,9
0,06
12,3
53,4
Итого
20,53
6,93
47,18
327,3
 
Четверг (4-й день)
Для детей дошкольного возраста 3 – 6 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин –
22%
 
 
 
 
 
Салат из белокочанной капусты с яблоками
70
1,21
5,74
5,32
77,94
Оладьи со сметаной
80/12
6,77
8,23
35,63
245,61
Сок
150
0,75
-
13,65
57,00
         Итого
8,73
13,9
54,6
380,5
 
 
Пятница (5-й день)
Для детей дошкольного возраста 3 – 6 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин – 18,4%
 
 
 
 
 
Пудинг из тыквы и яблок с маслом слив.
150
5,04
6,3
31,03
203,25
Какао с молоком
180
3,41
2,88
23,23
128,70
                                             Итого
8,45
9,18
54,26
331,95
 
Понедельник (6-й день)
Для детей дошкольного возраста 3 – 6 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин –
16,8 %
 
 
 
 
 
Овощи   молочном соусе
150
3,8
3,31
14,57
103,7
Какао с молоком
180
3,41
2,88
23,23
128,7
Бутерброд с повидлом
30
1,48
2,35
14,57
85,35
Апельсины свежие
60
0,52
0,12
4,88
24,00
                                             Итого
8,69
8,54
52,4
344,75
 
Вторник (7-й день)
Для детей дошкольного возраста 3 – 6 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин – 18,9
 
 
 
 
 
Галки рыбные
50
6,54
0,58
4,03
47,57
Картофельное пюре
130
2,82
4,08
19,08
127,75
Салат «Океан» со сметаной
40
7,43
4,84
0,9
77,50
Чай с молоком
150
2,58
2,26
14,0
83,75
Яблоко
50
0,20
0,20
4,90
22,50
                                             Итого
19,57
11,96
42,91
359,32
 
Среда (8-й день)
Для детей дошкольного возраста 3 – 6 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
Рекомендуемый домашний ужин – 16,8 %
 
 
 
 
 
Фрикадельки из птицы
60
9,37
7,60
4,99
109,18
Свекла, тушенная в сметане
90
1,68
4,44
8,40
79,40
Кефир
180
2,8
3,2
7,38
100,80
Хлеб пшеничный
30
2,37
0,30
14,43
71,7
Мандарин
60
0,48
1,8
4,86
24,0
Итого                                            
18,94
19,9
40,06
38,5,1
 
Четверг (9-й день)
Для детей дошкольного возраста 3 – 6 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин –
21,4
 
 
 
 
 
Бабка картофельная с луком
150
3,79
11,31
29,57
266,90
Кефир
180
5,04
5,76
7,38
100,80
Апельсины свежие
60
0,52
0,12
4,88
24,00
                                             Итого
9,35
17,19
41,83
391,7
 
Пятница (10-й день)
Для детей дошкольного возраста 3 – 6 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин – 21%
 
 
 
 
 
Мясо тушеное
70
11,69
4,56
2,43
97,08
Пюре из тыквы
90
2,37
8,63
8,34
122,5
Какао с молоком
160
3,03
2,56
20,65
114,4
Бананы свежие
60
0,9
0,06
12,6
53,4
                                             Итого
17,99
15,81
44,02
387,38
 
Понедельник (1-й день)
Для детей дошкольного возраста 1,5 – 3 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин
 
 
 
 
 
Тефтели рыбные
40
3,49
2,69
4,51
56,6
Капуста тушенная
80
1,96
2,25
6,4
69,2
Отвар шиповника
100
0,34
0
6,5
30
Итого
5,79
4,94
17,41
155,8
                                                                                             
Вторник (2-й день)
Для детей дошкольного возраста 1,5 – 3 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин
 
 
 
 
 
Макароны запеченные с яйцом
150
6,9
5,4
28,9
194,5
Кефир
150
4,2
4,81
6,2
145,9
Яблоко
100
0,4
0,4
9,8
45,0
                     Итого
11,5
10,61
44,9
385,4
 
Среда (3-й день)
Для детей дошкольного возраста 1,5 – 3 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин
 
 
 
 
 
Сосиски отварные
50
5,5
11,95
0,8
133
Капуста тушенная
70
1,72
1,97
5,6
60,6
Отвар шиповника
100
0,34
0
6,5
30
                Итого
7,56
13,92
12,9
223,6
                                          
Четверг (4-й день)
Для детей дошкольного возраста 1,5 – 3 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин
 
 
 
 
 
Ватрушка с повидлом
36
2,38
1,19
24,25
116,09
Молоко
150
4,46
3,96
7,49
82,29
Итого
7,74
5,35
39,84
238,38
                                                                                          
Пятница (5-й день)
Для детей дошкольного возраста 1,5 – 3 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин
 
 
 
 
 
Пирожок с повидлом
30
1,88
1,6
19,2
97,25
Молоко
150
4,46
3,96
7,49
82,29
Апельсин
80
0,72
0,16
6,4
32,0
Итого
7,06
5,72
33,09
211,54
 
Понедельник (6-й день)
Для детей дошкольного возраста 1,5 – 3 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин
 
 
 
 
 
Винегрет овощной
50
0,74
2,57
4,17
43,34
Тефтели рыбные
40
3,49
2,69
4,51
56,6
Кисель из яблок
150
0,23
--
25,04
98,48
Итого
4,46
5,26
33,72
168,42
 
Вторник (7-й день)
Для детей дошкольного возраста 1,5 – 3 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин
 
 
 
 
 
Блинчики с яблоками и сметаной
50/8
3,91
3,57
24,5
145,31
Отвар шиповника
150
0,51
--
18,2
73,35
Итого
4,42
3,57
42,7
218,66
 
Среда (8-й день)
Для детей дошкольного возраста 1,5 – 3 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин
 
 
 
 
 
Омлет натуральный
50
5,21
6,85
6,99
86,33
Овощи, припущенные в молочном соусе
100
3,05
4,32
10,18
98,55
Кисель и сока
150
0,23
0
25,04
98,48
Итого
8,49
11,17
42,21
283,36
 
Четверг (9-й день)
Для детей дошкольного возраста 1,5 – 3 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин
 
 
 
 
 
Пирожок с повидлом
30
1,88
1,6
19,2
97,25
Молоко
150
4,46
3,96
7,49
82,29
Итого
6,34
5,56
26,69
179,54
 
Пятница (10-й день)
Для детей дошкольного возраста 1,5 – 3 лет
Наименование блюд
Выход, г.
Белки
Жиры
Углеводы
Энергетическая ценность
ккал.
Рекомендуемый домашний ужин
 
 
 
 
 
Оладьи с вареньем
100/10
5,68
5,20
30,86
245,14
Отвар шиповника
150
0,51
0
18,2
73,35
Мандарины
100
0,8
0,3
8,1
40,0
Итого
6,99
5,23
57,16
358,49
 

  Организация питания воспитанников

подробнее.../свернуть

Организация питания воспитанников

Правильно организованное питание формирует у воспитанников культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое, рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.

Свою работу по данному направлению нужно строить согласно основным принципам организации рационального питания дошкольников:

* строгое выполнение распорядка дня: времени и интервалов между приемами пищи

* соблюдение условий приема пищи и правил поведения ребенка во время еды;

* осуществление преемственности в организации питания в дошкольном учреждении и дома.

Как помочь детям приобрести уверенность и способность достойно вести себя в разнообразных ситуациях приема пищи и при этом почувствовать поддержку педагогов, увидеть желание детей следовать правилам, да и самим получать радость от успехов в этой работе?

Правильно звучит народная мудрость «Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают». Необходимо формировать у детей понятия правильного питания,  здорового образа жизни через все режимные процессы, все виды детской деятельности.

Подготовка помещения

Обязательным условием проведения процесса питания являются: чистое, проветренное помещение в соответствии с действующим законодальством.

Правильный подбор и расстановка мебели в соответствии возрастом и ростом детей

Столы и стулья должны соответствовать росту детей, с тем, чтобы ноги имели опору, а руками, согнутыми в локтях, дети могли бы, не поднимая плеч, свободно действовать приборами. За столом не должно быть тесно, иначе неудобное положение может вызвать у детей раздражение, конфликты между сидящими рядом.

Создание спокойной обстановки, отсутствие шума, суетливых движений взрослых и детей

Дети во время еды не должны чувствовать себя напряженно, добиваться от них полного молчания ничем не оправдано. Вполне допустимо, чтобы они общались друг с другом в связи с процессом питания. Но это не значит, что можно допустить излишний шум, болтливость, нарушающие общий порядок и спокойствие. Не нужно допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений. Можно использовать музыкальное сопровождение.

Сервировка стола

Столы накрываются скатертью или салфеткой под каждый прибор, используются элементы украшения стола, учитываются принципы цветового оформления. Нарядно накрытый стол, как известно не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению и добрым взаимоотношениям между воспитанниками.

Организация дежурства, выполнение поручений

Дежурство – одна из форм организации детского труда, имеет большую воспитательную ценность и благотворно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Это коллективный труд, где двое детей договариваются о распределении обязанностей, работают быстро, слаженно и рационально. Дети могу активно творить: например, украсить столы маленькими вазочками с цветами, красиво разместить бумажные салфетки в салфетницах. Дежурства и поручения организовываются в соответствии с требованиями образовательной области «Ребёнок и общество» раздела «Трудовая деятельность» учебной программы дошкольного образования.

Сопровождение процесса питания

Для четкой организации и эффективного  сопровождения питания необходимо использовать материалы стенда «Наше дежурство», картотеки сопроводительных рассказов по организации питания.

Одежда дежурных

Фартук для дежурного ребенка не просто защита от загрязнений, а эмблема исполнителя ответственного задания. Его покрой должен соответствовать вкусам девочек и мальчиков

Привитие детям культурно – гигиенических навыков

Детям, которые дежурят по столовой(выполняют поручения) нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. 

Оформление блюд

Ребенка - дошкольника интересует не только, что он ест, но и как выглядит пища, как она подана, сколько ее, насколько она ароматна и т.д. Он весьма чутко прислушивается не только к разговорам взрослых о тех или иных блюдах, но и к мнению своих сверстников, поэтому никогда взрослый не должен позволять себе выражать вслух негативное отношение к продуктам питания.Еда должна быть не только вкусной, но и аппетитной, внешне привлекательной. Перед едой воспитатель проговаривает названия блюд, говорит о компонентах блюда. Желательно подачу каждого блюда сопровождать «сообщением» о том, как надо правильно его есть. В чем его основная польза, кто его любит и т.д., выражать уверенность, что все дети хорошо справятся с ним и оценивать результат.

«Презентация» блюд

Педагогу необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Эти рассказы должны быть краткими, простыми и яркими, например: «Сегодня мы узнали, как вы подросли, а ведь это молоко (кефир, творог, рыба) помогло вам»; «На прогулке вы бегали очень хорошо – это все овсяная каша»; «Съедим салат из свеклы, и ваши щеки будут красивыми, румяными» и т.д.

Дидактические игры, сюжетные картинки, символы

В старших группах для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены  целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы, дидактические игры. 

Сюжетно – ролевые игры

В дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Сотрудничество с семьёй

Педагоги должны оказывать помощь родителям, знакомя их с примерным меню на неделю, принципом его составления, рецептами блюд, особенно тех, которые детям пришлись по вкусу, вести активную работу по пропаганде здорового питания, соблюдения правил столового этикета. 

Литература

  1. Учебная программа дошкольного образования/ М-во образования Респ. Беларусь.-Минск: НИО; Аверсэв,2019.-479 с. 
  2. Инструктивно - методическое письмо  Министерства образования Республики     Беларусь к 2014/2015 учебному году.
  3. Алексеева, А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо. – М. : Просвещение, 2011. – 210 с.

Подготовила: заместитель заведующего по основной деятельности Леончик В.В.


  Питание ребёнка в осенний, зимний и летний периоды

подробнее.../свернуть

Питание ребёнка в осенний период

Осень очень щедра на свои дары: фрукты и овощи – главные источники витаминов и полезных микроэлементов. Особенно осенью можно укрепить  иммунную систему ребёнка. Это важно, так как впереди зимушка-зима и иммунитет должен быть во всеоружии.

Чтобы укрепить иммунитет, питание осенью должно быть максимально витаминизировано. Свежие овощи и фрукты обязательны — они являются важнейшим источником витаминов, минеральных солей, микроэлементов, а также в них высоко содержание пищевых волокон. Важно приучить ребенка к свежим овощам — придумывайте разнообразные салаты и пюре. При необходимости сочетайте овощи с фруктами — тогда ребенку будет сладко.

Насыщаем необходимыми витаминами

Осенью наиболее важными являются продукты, богатые витаминами. Особенно нужны ребенку витамины групп А, В, С.

Витамины А и В6

Они помогают организму малыша справляться с бактериями и вирусами, противостоять им. Благодаря витамину А укрепляется иммунитет. С помощью витамина В6 формируются кровяные тельца. Давайте ребенку морковь, картофель, бобы, капусту, фасоль, зеленый лук, шпинат и горох.

Витамин В1

Как известно, осенью мы наиболее подвержены депрессивным состояниям, стрессам и нервозам.

Это также касается и детей. Помочь в укреплении нервной системы малыша может тиамин или витамин В1.

Он также способствует улучшению работы пищеварительной системы. А при недостатке этого витамина малыш может серьезно заболеть. В рационе обязательно должны присутствовать шпинат, помидоры, фасоль, горох.

Витамин С

Без него не обойтись в осенний период. Это настоящий кладезь здоровья. Данный элемент способствует укреплению иммунитета, делает нас здоровее, а организм намного лучше защищается от разнообразных инфекций.

Пусть малыш кушает сладкий перец, капусту, яблоки с кислинкой. Запомните: витамин разрушается под действием на него высоких температур! Поэтому все фрукты и овощи нужно давать ребенку в сыром виде.

Что должно быть на столе

Итак, в осенний период наиболее важно, чтобы в рационе ребенка присутствовали продукты, богатые витаминами. Не допускайте такого, чтобы на столе не было овощей и фруктов.

Кроме того, меню крохи должно быть разнообразным. Ни в коем случае не кормите  его каждый день одной картошкой или супом. Поверьте, в этот период ему нужно много самой разнообразной еды.

Несколько раз в неделю давайте крохе мясо. Этот источник белка также позитивно влияет на организм, способствует нормальному росту и развитию.

После еды или перед ней давайте крохе стакан свежего сока. Если ребенок маленький, не забудь разбавить сок водой, чтоб не перегрузить желудок и поджелудочную малыша. Фреш – отличный источник витаминов и минералов. Ты можете использовать для его приготовления самые разные фрукты и овощи.

Не ешьте сами и не давайте детям сладкие газированные напитки, конфеты и пирожные. Влияя негативно на пищеварительную систему, эти продукты снижают иммунитет. Замени их природными сладостями, которые намного полезнее.

Готовим правильно

Сбалансированное питание – это еще не все. Не следует налегать на жаренные и жирные блюда. Постарайтесь готовить малышу пищу на пару. Также можно просто варить овощи или мясо в воде. Тогда они смогут сохранить все свои питательные ценности.

Лучше всего, если варка овощей будет происходить в неочищенном виде. Тогда витамины практически не разрушатся. Зелень лучше вообще не варить.

Если же ее нужно проварить, например, в супе, тогда кидай ее в блюдо за пять минуть до снятия с огня. Мясо лучше проварить в воде или на пару, благодаря чему оно будет не только более вкусным, но и полезнее.

Не мойте продукты в горячей воде, лучше в холодной проточной. Также при очистке фруктов и овощей старайтесь срезать очень тоненький слой. Именно под кожурой наиболее высокая концентрация витаминов и минералов.

Осеннее питание ребенка должно быть витаминизированным, благодаря чему он сможет противостоять инфекциям. Благодаря фруктам и овощам малыш пополнит запасы своего организма полезными веществами.

Кроме этого правильное питание поможет предотвратить стрессы, которые нередки в данный сезон.

 

Питание ребёнка в зимний период

Зимний период требует значительных сил организма. Чтобы достойно и без потерь для здоровья и развития ребенка пройти этот период, нужно к нему подготовиться и соблюдать некоторые правила питания.

Конечно, использование минеральных и витаминных комплексов, также необходимо, но сбалансированное и полноценное питание все же основа здоровья.

Особого внимания заслуживают овощи и фрукты. Старайтесь предлагать ребенку  в основном только то, что растет  в зоне вашего проживания. Это наиболее усвояемые и полезные продукты. Капуста, картофель, морковь, зеленый горошек, свекла, яблоки – вот основной набор  который должен присутствовать в рационе ребенка. Конечно, в магазинах сейчас можно найти любые овощи и фрукты, но не забывайте о том, что они выращены далеко и большинство витаминов были потеряны при транспортировке и хранении. Они, скорее,выполнят роль вкусовой добавки к основным блюдам, не принося особой пользы. Гораздо полезнее будет воспользоваться замороженными овощами и овощными наборами. Их замораживают практически сразу после сбора, поэтому большая часть витаминов и микроэлементов сохраняется.  Тоже относится и к ягодам: ягоды прекрасно переносят заморозку,  без особых потерь, и могут использоваться как в свежем размороженном виде, так и для приготовления десертов и напитков.

Нельзя не упомянуть о сухофруктах – это кладезь витаминов и микроэлементов. Используйте их для приготовления компотов, добавляйте в кашу и салаты. Чернослив и изюм прекрасно сочетаются с отварной свеклой и грецким орехом, а очень сладкие финики могут заменить любые конфеты. Кусочками орехов и мелко порубленных сухофруктов или ягод  можно  присыпать кашу для ребенка. И вкусно и полезно.

Зимой никак нельзя обойтись без шиповника, чудесного помощника для нашего иммунитета. Все знаю о рекордном содержании витамина С в нем, но напиток из отвара шиповника имеет достаточно специфический вкус и не все дети его любят. Чтобы детки полюбили напиток из шиповника его можно приготовить с яблоками, тогда он будет иметь вкус яблочного пюре из баночного детского питания. Готовьте отвар  как обычно, но за несколько минут до окончания приготовления добавьте яблоки.

 Мёд является уникальным продуктом, который зимой становится на вес золота. Этот ценнейший продукт очень полезен микроэлементами, витаминами, фруктозой, полисахаридами. Он повышает иммунитет, снабжает организм колоссальным количеством энергии и просто радует детей своим вкусом. Мёд славится богатым содержанием полифенолов и антиоксидантов. Главное, чтобы ребёнок не был аллергиком, не страдал излишним весом, и зубы не болели кариесом. Это основные противопоказания.

Мясные продукты и белки должны наполнять питание детей зимой.

Растущему организму ребёнка крайне необходимо поступление белков, потому как он является строительным материалом. Мясо зимой не является дефицитным продуктом, а напротив, имеет широкий ассортимент, потому что в холод меньше вероятность испортиться. Поэтому мясные продукты (за исключением проблем с излишним весом) нужно употреблять в большем количестве. Они очень калорийные, ценные, белковые продукты. Чтобы дети не болели зимой, позаботьтесь о том, чтобы питание детей зимой было полноценным и учитывало «сезонный фактор». Распишите перечень продуктов и дневной рацион ребёнка. Не забывайте и про режим питания

Питание ребёнка в летний период

Лето – особая пора витаминов, это настоящий праздник для ребёнка, который позволяет насытиться полезными фруктами и запастись витаминами почти на целый год. В летний период, находясь на каникулах, дети проводят много времени на улице в движении, что в свою очередь сопровождается повышенными требованиями к питанию (увеличивается расход энергии). Жаркая температура, солнечная активность и водный дисбаланс характеризуют эту пору года.

Жаркая погода, сухой воздух, постоянное движение ребёнка и сильное потоотделение заставляет задуматься о восполнении организма водой. Питание детей летом затрудняется тем, что они мало едят, постоянно хотят пить. Большой популярностью отмечаются сладкие газированные напитки. Это является большой проблемой, потому что красители, ароматизаторы, углекислота и прочие наполнители, которые содержаться в газировках могут серьёзно навредить здоровью, ведь воды ребёнок пьёт по 3-4 литра в день. Лучше всего обычная минеральная вода, кипячёная домашняя, или домашние компоты и натуральные соки. Утром необходимо пить чай, а в обед и ужин большую часть должны занимать первые блюда: супы, борщи, окрошка. Напитки лучше держать в отдельном холодильнике (с не очень низкой температурой) или просто в прохладном месте, чтобы их температура была не ниже 10 градусов от температуры окружающей среды, иначе ребёнок может заболеть ангиной или простудой горла, что летом совершенно не допустимо. Иначе каникулы пойдут насмарку, в прямом смысле слова. Можно приготовить молочные коктейли, это очень вкусно, кроме того одним таким десертом восполняется и водный запас и в то же время белковый заряд. Молоко смешивается миксером с бананом, добавляется мороженное, одна чайная ложка сахара. Можно добавить столовую ложку детского питания (сухой смеси). Этот полезный коктейль принесёт двойную пользу, тем более что ребёнка не придётся заставлять кушать, он сам это сделает с удовольствием.

Нельзя упускать ни дня, когда начался сезон фруктов и овощей. Сначала созревает клубника, за ней черешня, дальше всё остальное. При организации питания детей летом, стоит уделять внимание таким фруктам, которые быстро спеют и отходят, не хранятся долго (например, клубника, малина и смородина). Те фрукты, которые будут храниться практически целый год (яблоки, груши, виноград), лучше оставить на осень и зиму. Но отказываться от них летом нет необходимости. Желательно просто рационализировать поступление разных фруктов на протяжении каждого сезона. Если вы замечали, на жаре снижается аппетит, некоторые дети вообще практически перестают кушать. Тут нужна хитрость. Чтобы ребёнок хорошо питался, готовьте небольшие вкусные порции, используя при этом приправы «с огорода», это петрушка, зелёный лук, укроп, базилик, свежие салаты из огурцов и помидоров, молодой картофель. Организовать питание детей летом нужно с учётом того, что они быстро растут. Огромную роль играют белки, которые являются строительным материалом растущего организма, жиры и углеводы не менее ценные вещества. Норма белка в сутки для детей зависит от возраста и считается на один килограмм веса ребёнка. Для детей трёхлетнего возраста норма составляет около трёх грамм, более взрослым детям пятилетнего возраста уже потребуется четыре-пять граммов, из которых большую часть должна составлять доля животного белка. Следует отметить, что лучшее – это выращенное своими руками, без химических удобрений и прочих стимуляторов. Это минимизирует риск покупки некачественной продукции. Также не будем забывать о личной гигиене, тщательно мыть руки и продукты перед едой.

Пять заповедей о питании в летний оздоровительный период:

1. Снизьте калорийность пищи.

2. По возможности выбирайте овощи и фрукты, выращенные в вашем регионе.

3. Не перекармливайте ребенка новыми для него продуктами.

4. Помните о гигиене.

5. Соблюдайте сроки и условия хранения продуктов.

Литература

1. Галенко, С.Н. Азбука здоровья малыша: справочный материал для организации валеологической работы в дошкольном учреждении.- Мозырь: Содействие, 2006;

2.Крюкова, А.А.Малахова, В.И.Жихар. Руководство № 11-14-1-2000.

Организация рационального питания детей в детских дошкольных учреждениях.

 

 Подготовила: заместитель заведующего по основной деятельности Леончик В.В.

 

 

 


 


                                         

 

Телефон:  (017) 244 22 84, (017) 247 07 14

Адрес электронной почты: ddu551@minsk.edu.by

Регистрационное свидетельство №: 1141505741 от 24.11.2015г.

 

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский)