Консультации учителя-дефектолога © Ясли-сад №551 г.Минска

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

Управление по образованию
администрации Московского района г. Минска
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"Ясли-сад №551 г. Минска"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

 

 

Консультации учителя-дефектолога


  Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

подробнее.../свернуть

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста 

   Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Речь ребёнка формируется на примере речи взрослых, родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки и т.п. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. 

   Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни ребёнка. Очень важно, чтобы малыш с раннего детства слышал правильную, грамотную, отчётливую речь взрослого, на примере которой будет формироваться его собственная речь. Родители должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося  каждый  звук,  не  торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая тормозит развитие речи ребёнка. Если взрослые не следят за своей речью, тогда до уха ребёнка многие слова долетают искажённосмори» вместо «смотри», «ваще» вместо «вообще», «титяс» вместо «сейчас» и т.д./ Особенно чётко нужно произносить длинные, незнакомые слова,    новые    для ребёнка.   

    Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители побуждают их отвечать, а дети имеют возможность внимательно прислушаться к речи взрослого и к своей собственной речи. 

    Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию взрослых. Есть большая вероятность, что у ребёнка сформируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то из родителей, брат или сестра имеют дефекты произношения. 

Если родители регулярно и добросовестно под руководством педагога будут заниматься с ребёнком дома, выполняя все рекомендации и задания, регулярно консультироваться со специалистом, то через недолгое время они заметят, какие позитивные перемены произошли с их малышом. Ребёнок станет веселее, увереннее в себе, охотно будет говорить, уже не опасаясь звука, который он раньше не выговаривал. И если бы все родители понимали бы это, то, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми, ведь многие навыки, в том числе и правильной речи, приобретаются в семье. 

 

Источник:  www.logopedia.by 

Подготовила: учитель-дефектолог 

Менх Е.Э. 


  Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа

подробнее.../свернуть

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа   

Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗакоСа и т.п.). 
Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка. 

Ребенок в 4-6 лет должен уметь: 

  1. Выделять звук в звуковом ряду (4-5 лет). 

  1. Выделять слог и слово в ряду слогов и слов (4-5 лет). 

  1. Выделять начальный гласный звук в слове (4-5 лет). 

  1. Подбирать и называть слова, начинающиеся с заданного звука (4-5 лет). 

  1. Различать фонетически сходные слова по их лексическому значению (4-5 лет). 

  1. Дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости 
    (к 5 годам). 

  1. Выделять согласный звук в конце слова (5-6 лет). 

  1. Дифференцировать свистящие и шипящие звуки (5-6 лет). 

  1. Делить слово на слоги, определять количество слогов в слове (5-6 лет). 

  1. Определять наличие заданного звука в слове (5-6 лет). 

  1. Определять место звука в слове (к 6 годам). 

  1. Определять количество слов в предложении, учитывая наличие «коротких» слов-предлогов (5-6 лет) и др. 

 

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА 

Работу по развитию фонематического слуха у ребенка можно проводить и дома, ведь не всегда можно попасть к учителю-дефектологу. 

«Звуки в коробочках». Для игры необходимы 2-4 коробочки (в зависимости от степени сложности). Наполняем их различными материалами. Например, в одну кладём пуговицы, в другую – морские камешки, в третью – горох, в четвертую – орехи и т.п. При потряхивании ребенок должен определить, что находится внутри. 

«Угадай, что звучит». Сначала внимание акцентируется на звуках при постукивании по предметам из разных материалов (стекло, дерево, пластмасса, резина, пенопласт). Затем, закрыв глаза, ребенку необходимо отгадать, по какому предмету стучит взрослый (более старшие детки могут называть не предмет, а материал). 

«Жмурки». Малыш закрывает глаза и двигается в направлении звуковых сигналов (хлопки, музыкальная игрушка, колокольчик и др.). 

«Хлопаем в ладоши». Задается определённый ритм и темп, который потом повторяет ребенок. 

«Угадай, кто говорит?». До проведения данной игры необходимо совместно с ребенком прочитать сказку, а затем малыш закрывает глаза или отворачивается, а взрослый говорит за сказочных героев. Задание малыша угадать, чьим голосом говорит взрослый. 

«Тихо и громко». Нужно договориться, что, когда взрослый говорит громко или тихо, малыш будет выполнять определённые действия. Например, «Когда я говорю громко, ты хлопаешь, когда тихо, приседаешь» и т.п. 

«Послушай и покажи».Необходимо подобрать несколько картинок со сходными по звучанию словами (рот, кот, пот или дом, сом, гном). Взрослый называет предмет, а ребенок его показывает. 

«Правильно-неправильно».Взрослый называет слово и нарочно меняет в нём букву (шашинавашинаташина, МАШИНА), ребенку дается задание подать какой-либо сигнал (хлопнуть), когда слово произносится правильно. 

Важно правильно подобрать время для проведения игр, не надо заставлять малыша, если у него нет желания заниматься, если он себя плохо чувствует или хочет спать – от игр малыш должен получать только положительные эмоции и хорошее настроение. 
Для данного вида занятий достаточно отводить по 15-20 минут в день, 
и результат не заставит себя ждать. 

 

Источник http://logopedia.by/?p=1525 

Подготовила:  учитель-дефектолог 

Шинкаревич Е.А. 


  Особенности развития речи у детей в игровой деятельности

подробнее.../свернуть

Особенности развития речи у детей в игровой деятельности 

Консультация для родителей групп дошкольного возраста  

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются в целях обучения детей различным действиям с предметами, способам и средствам общения. 

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и  является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка; она должна быть в первую очередь использована в интересах развития речи детей. 

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол. 

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык. 

Участие родителей в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Родители должны проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривать с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. 

Родителям надо учесть следующие моменты: 

1.Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей. 

2.Продумать подбор игрушек, материалов, неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей. 

3.Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни. 

4.Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих. Рекомендуется включать в игру малышей старших детей. 

5.Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей. 

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. 

Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребенок, для него - живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин. 

Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы. 

Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла - человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь - игру в слове. 

Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка. 

Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения - уже путь к развитию их языка. 

Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок,предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, родителю необходимо четко и выразительно прочитать относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стихотворения; тогда они могут во время игры читать его сами. 

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Дети подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение-родителям. Поведение, речь родителя, его внешний облик - всё является образцом для детей. Необходимо об этом помнить и учитывать. 

Для детей представление о стиле речи соотносится, прежде всего, с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи. 

Родитель, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего, должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов - лексики, грамматики, фонетики. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям. 

Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки. 

Рассказывание - один из приемов развития детской речи, он очень нравится детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения. 

Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходим, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией детей. Ничто не должно мешать детям слушать. 

Рассматривание картинок - хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке. 

Декламация и пение, сопровождаемые музыкой, также важный способ развития детской речи. Особенно успешно они запоминают стихи и песенки, которые потом декламируют, поют. 

Следите за тем, на каком уровне развития находится ваш ребенок, и предлагайте ему только такие задания, которые он в силах выполнить. Если ребенку предлагаются задания, в которых у него мало шансов на успех, он испытывает досаду, начинает скучать и скоро теряет интерес к игре. 

Игра-придумывание характерна для детей старше 5 лет: что и как «придумывать»? Чтобы не вылиться в автономное фантазирование каждого участника «для себя», игра-придумывание первоначально нуждается в смысловых опорах-сюжетах. 

Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Можно спросить у ребёнка: «Во что, собираемся играть?» Получив ответ, предложить: «Давай вместе придумаем, как играть интереснее, по-новому». Отталкиваясь от обозначенной детьми темы, поощрить ребёнка к внесению двух-трех вариантов развития событий; предложить дополнительный вариант («Может быть так... А может быть, по-другому... А как еще можно?»). 

Влияние родителя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, следует разнообразить её новыми персонажами или игровыми действиями. Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве родителя, который способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное речевое развитие ребёнка. 

Используйте интересы ребенка. Вы можете придумать мотивацию для вашего ребенка, исходя из его склонностей и интересов. Большинство навыков можно осваивать в самых разных ситуациях, и ваш успех часто зависит от того, сумели ли вы найти удачный способ обучения. Например, класть предметы в коробку – очень важное умение, но не слишком-то увлекательное занятие. Но что если бросать в коробку мячики, которые из нее выпрыгивают, или игрушки, при ударе о дно коробки, издающие забавные звуки? Если эта игра развеселит ребенка, у него появится интерес. 

Часто у детей есть какая-нибудь любимая игра, которую вы можете использовать для обучения самым разным навыкам. Когда навык прочно освоен, его легче распространить на другие, не столь занимательные виды деятельности. Например, если ребенок любит смотреть на разноцветные движущиеся предметы, вы можете играть с ним в шарики, раскрашенные в разные цвета. Шарики можно использовать самыми различными способами с учётом сопровождения действий словами: 

– класть в коробку (поскольку шарики довольно мелкие, это полезно для развития тонких моторных навыков); 

– складывать из шариков разные фигуры; 

– соблюдать очередность (например, класть шарики в коробку по очереди); 

– тренироваться в различении цветов – подбирать шарики по цвету («Дай мне другой такой же»), находить нужный цвет («Дай мне синий шарик»), называть цвета («А это какой цвет?»), а также тренироваться в счете («Дай мне один шарик», «Дай мне два шарика»); 

– развивать речь, описывая свои действия с шариками (кладем шарик в коробку, достаем из коробки ...). 

Как хвалить и поощрять ребенка во время игры? 

Выражайте свое одобрение и восхищение так часто, ярко и отчетливо, как только можете. Не бойтесь перехвалить ребенка! Всякий раз, когда ребенок впервые хорошо выполняет какое-то действие, не скупитесь на похвалы: поощряйте его словесно, мимикой и жестами, улыбайтесь, смейтесь, хлопайте в ладоши. 

Литература: 

1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: Нац. ин – т образования, 2019 – 480с. 

2. Пашко, В.Л. Учимся говорить красиво (от 5 до 7 лет): учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /В.Л. Пашко. – Мозырь: Белый Ветер, 2016. – 23 л.: ил.; 45, [3] с. 

Подготовила: Кабанова М.Н., учитель-дефектолог 

первой квалификационной категории 


  Что такое речевая готовность ребенка к школе?

подробнее.../свернуть

Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни. Свойственные детям дошкольного возраста беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе. Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде. В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Давайте определим:

• Что входит в понятие «речевая готовность к школе».

• Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой.

• Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

Дети должны уметь слушать и слышать других

При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

Звуковая сторона речи

- правильно произносить все звуки речи;

 Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.

- четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

- говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;

- изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

Функции языкового анализа

Дети должны уметь:

- делить предложения на слова;

- делить слова на слоги;

- уметь выделять все звуки в словах;

- устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: - слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»); - пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»); - пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); - перестановки букв (комната – «конмата»).

Лексическая сторона речи (словарный запас)

Дети должны уметь:

- точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

- дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

- употреблять сложные слова (например: длинноногий);

- пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

- подбирать метафоры (например: туча комаров);

- использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);    

- подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный).

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

Грамматическая сторона речи

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

а) Навыки словоизменения:

 Дети должны уметь:

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.). В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования:

Дети должны уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

- образовывать название детенышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья). Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

- замены суффиксов (козлята – «козленки»);

- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

Связная речь

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Дети должны уметь:

- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

- рассказывать о пережитых событиях;

- пересказывать содержание сказки, рассказа;

- описывать окружающие предметы;

- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

Список литературы:

1)    Баль, Н.Н., Дроздова, Н.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для учителей-дефектологов. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010.

2)    Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих программу спец. образования на уровне дошкольного образования / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – 2-е изд., стер. – Минск: Народная асвета, 2018.

3)    Учебная программа дошкольного образования. Минск: Нац. Ин-т образования, 2019.-479с.

Подготовила: учитель-дефектолог второй квалификационной категории Шинкаревич Е.А.


  Что такое фонематическое восприятие? Как его развивать?

подробнее.../свернуть

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

  1. Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Упражнения на распознание:

  • звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка)
  • звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
  • действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).

Проводятся игры на узнавание друзей, голосов других людей, мелодий.

  1. Развитие речевого слуха.
  • Различение одинаковых слов, фраз, и звуков по высоте, силе и тембру.
  • Различение слов, близких по звуковому составу.
  • Дифференциация слогов.
  • Дифференциация фонем.

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

  • Определение количества слогов в словах разной структуры.
  • Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука.
  • Выделение из слога гласного, затем согласного звука.
  • Выделение первого и последнего звука в слове.
  • Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.
  • Определение места, количества, последовательности звуков в слове.
  • Придумывание слова с заданными звуками.

Дети с хорошим фонематическим восприятием  говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. При этом  у детей с нарушенным фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса  (животное) - леса (мн. число слова лес)

В целом нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй.   И как следствие возникают проблемы в  овладении навыками чтения и письма. 

Как и любые способности, фонематическое восприятие можно и нужно развивать и совершенствовать, особенно у детей, имеющих недостатки звукопроизношения. Для этого есть множество игр и упражнений:

«Слушаем тишину»

Предложите ребенку закрыть глаза и послушать тишину. Конечно, полной тишины вокруг вас не будет, а будут разные звуки: тиканье часов, хлопанье двери, разговоры, сигнал машины с улицы и крики ребятишек на площадке. Когда малыш откроют глаза, спросите его, что за звуки он услышал в тишине. Расскажите о тех звуках, которые удалось услышать вам.

"Поставь по порядку"

Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он должен будет

узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите:

"Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит". Предложите ребенку поиграть

на игрушечных музыкальных инструментах. Расскажите ему о правилах игры: "Я буду

играть, а ты внимательно слушай, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка

звучала первой, какая последней".

"Шумящие коробочки"

Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и для ребёнка), наполнить

их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки.

В коробочку можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки,

бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясёте её.

Ребёнок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берёт свои

коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор,

пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясёт одну

за другой несколько коробочек, ребёнок запоминает и повторяет заданную

последовательность. Не забывайте меняться ролями и обязательно ошибайтесь.

«Найди игрушку»

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее,

ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее

хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.

«Извлекаем звуки из всего»

Покажите малышу, что ложкой, карандашом или палкой можно извлекать звуки изо

всех окружающих предметов: стены, стола, шкафа, тарелки и так далее. Разные

предметы будут давать разные звуки: громкий и тихий, звонкий и глухой. Если взять

металлическую, деревянную и пластиковую ложки, то из одного и того же предмета

получатся разные звуки.

Ребенка постарше можно попросить угадать, что звучало, с закрытыми глазами.

«Метель»

Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого

к тихому.

-Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие

«Дует ветер»

Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)

Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.

«Три медведя»

Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович

(низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий

голос).

Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся

по высоте.

«Похожи или нет»

Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, по­хожи ли по звучанию два слова лиса-коса, колено-полено, дом-ком, бегемот-носок…………….).

 

 

 

«Найди нужную картинку»

Подготовьте картинки со сходными по звучанию словами:

крыша – крыса; тачка – точка; удочка – уточка; коза – коса; ком – дом; лак – рак;

ложки – рожки; мука – рука; тень – день; башня – пашня и так далее.

Взрослый называет предмет, а ребенок выбирает нужную картинку. Если вы играете с

несколькими детьми, можно добавить элемент соревновательности: кто быстрее

накроет нужную картинку ладошкой.

«Хлопни – топни»

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если

не похоже: дом — ком, танк – кубик, майка – сайка, куст – банан, тучка – ручка,

Таня – Ваня, карета — нота, жар – пар, карта – книга, палка – галка.

«Исправь ошибки»

Попросите ребенка помочь навести порядок – исправить ошибки.

К нам в окно залетел Лук (правильно – жук).

У дедушки на груди педаль (медаль)

Мальчик в конце письма поставил бочку (точку)

На асфальт упала лень (тень)

Из трубы идет дом (дым)

В океане живет кит (кот)

Спит на заборе кит (кот)

Дедушка с пасеки принес лед (мед)

Над чайником шар (пар)

Любит кушать шубу соль (моль)

Моряки зашли в торт (порт)

У слона вместо носа робот (хобот)

Наступил новый пень (день)

В лесу течет печка (речка)

Жучка доедает будку (булку)

Орехи в дупло несет булка (белка)

Папа в трамвае взял жилет (билет)

На пальме растут бараны (бананы)

 

 

 

«Поэт»

Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и

предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные…

(перина, подушка, рубашка)

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту…

(тумбочку, дверь, книгу)

От грязнули даже стол

Поздним вечером…

(сбежал, ушел, ускакал)

Две сестрички, две лисички

Отыскали где-то…

(спички, щетку, ложку)

Тебе кукла, а мне - мячик.

Ты девочка, а я.

(игрушка, медведь, мальчик)

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я…

(сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую…

(лису, белку)

Опустела мостовая,

И уехали…

(автобусы, трамваи, такси)

«Какое слово не подходит?»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от

остальных:

Шар – жар – веник – пар

Каток – моток – поток – дым

Каша — гном – Маша – Даша

«Повторяшки»

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды из 2-3 слогов:

Та-да, да-та,да-та-та.

 

 «Сигнальщик».

Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по

столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа

и т.д.

«Стоп–слоги»

Договоритесь с ребенком, что вы будете произносить одинаковые слоги, а если

ошибетесь, он скажет «стоп» или хлопнет в ладоши. Например, «бу – бу – бу– му –

бу–бу…».

«Отгадай, кто это?»

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук

жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит

звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

«Звук заблудился»

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Пёс Барбос совсем не глуп,

Он не хочет рыбный дуб (суп).

Много снега во дворе –

Едут танки (санки) по горе.

«Поймай звук»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

«Найди звук»

1. Отобрать предметные картинки, в названии которых слышится заданный звук.

Предварительно картинки называются взрослым.

2. По сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится заданный звук.

«Прохлопаем слова»

Расскажите ребенку, что есть короткие и длинные слова. Произносите слова и

отхлопывайте слоги: ма–ма, хлеб, мо–ло–ко и так далее. Побуждайте ребенка

проговаривать и отхлопывать слова вместе с вами. Потом он сам сможет отхлопывать

слоги в слове.

«Определи общий звук»

Взрослый произносит несколько слов, в каждом из которых есть один и тот же звук:

робот, корона, топор, парта и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих

словах.

«Где спрятался звук?»

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их

них (начало, середина или конец слова).

«Нужное слово»

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале,

середине, конце слова.

«Зоркий глаз»

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых

есть заданный звук, и определить его место в слове.

Назови любой предмет в комнате с заданным звуком. Например: название какого

предмета заканчивается на А; начитается на С; в середине какого слова звук Т и т.д.

То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно

использовать иллюстрации, имена любимых героев, персонажей сказок,

мультфильмов.

«Назови по звукам слово»

Назови по звукам слово: нос – н, о, с; кошка – к, о, ш, к, а. Со временем слова

усложняются.

«Измени первый звук»

Взрослый называет слово. Дети определяют первый звук в нём. Далее им предлагается

изменить первый звук в слове на другой. Ком-дом

 «Хлопни – топни»

Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже: дом — ком, танк – кубик, майка – сайка,  куст – банан,  тучка – ручка,  Таня – Ваня,  карета — нота,  жар – пар,  карта – книга,  палка – галка. 

Литература : Щерба Н.В. – Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования/ Н.Н. Баль. – Мозырь, 2014 - 13-16, 23-24 с.

Подготовила: учитель-дефектолог второй квалификационной категории Шинкаревич Е. А.

 


  Использование игр при формировании произносительной стороны речи у воспитанников старшей группы

подробнее.../свернуть

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как лексико-грамматическую, так и фонетико-фонематическую системы языка (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.). Формирование умений правильного оформления звуковой стороны речи, верной передачи слоговой структуры слов, используемых в самостоятельной речи, является важнейшей задачей логопедической коррекции ОНР. Работа по формированию произносительной стороны речи у детей с ОНР включает разные направления :

  • развитие артикуляционной, мимической, мелкой и общей моторики; формирование фонематического слуха (фонематического восприятия, анализа и синтеза, представлений);
  • развитие темпоритмической стороны речи, интонации;
  • развитие правильного речевого дыхания;
  • формирование правильного произношения звуков;
  • формирование слоговой структуры слова.

   Для III уровня речевого развития характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Звуковая сторона речи дошкольников с данным ОНР характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельный подбор слов на заданный звук не выполняют или выполняют со значительными трудностями. В самостоятельной речи типичными являются ошибки в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверация, антиципация, добавление лишних звуков, усечение слогов, перестановка слогов, добавление слогов или слогообразующей гласной.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

     Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой координации движений органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим в содержание логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей входит:

  • совершенствование движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • последовательная работа над четким произношением уже освоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, вызывающими затруднения у детей;
  • закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи.

         Использование игровых приемов во время артикуляционной гимнастики дает возможность одновременно с артикуляционной моторикой развивать у детей такие психические процессы, как зрительное восприятие, внимание, память и др. Например, при выполнении таких упражнений, как «Лягушка» — «Хобот» (чередование положений губ: в улыбке — трубочкой), детям дается установка на то, что их попробуют запутать и проверить, насколько они внимательны. Ребята внимательно следят за сменой картинок и очень старательно выполняют каждое упражнение.

Прием чередования упражнений («Лягушка» — «Хобот», «Лопатка» — «Иголочка», «Веселая лошадка» — «Грустная лошадка»), а затем и постепенное ускорение этих чередований способствуют развитию темпа, улучшают переключаемость движений.

Основной комплекс артикуляционных упражнений для выработки правильного и четкого произношения всех звуков: «Бегемотик» («Окошко»), «Лягушка» («Улыбка»), «Заборчик» («Кит»), «Бублик» («Рупор»), «Трубочка» («Ручеек»), «Хобот» («Дудочка»), «Блинчик» («Лопатка»), «Иголочка», «Шарик» («Жаба»), «Змейка», «Часы с кукушкой», «Расческа», «Футбол» («Конфетка»), «Часики», «Хвост».

  1. ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И (ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА. ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ)

   Часто нарушения звукопроизношения и невнятность речи у детей с ОНР обусловлены недостаточно сформированным фонематическим слухом. В результате этого ребенок не различает на слух акустически похожие фонемы и произносит их неправильно, заменяя на созвучные парные глухие либо мягкие звуки, пропускает, переставляет звуки в словах. Нарушения фонематического слуха в дальнейшем является серьезным препятствием в овладении навыками чтения и письма. Поэтому развитие фонематических функций является обязательной частью работы по формированию произносительной стороны речи, предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР.

     Для развития фонематического слуха применяются упражнения на выработку умений слышать и узнавать звук, выделять его из потока речи, различать в сочетаниях с другими звуками, дифференцировать смешиваемые звуки. Дети учатся узнавать звуки в ряду гласных, анализировать звуковой ряд из двух— трех гласных фонем, воспроизводить различные сочетания из двух— трех слогов, называть звуки, составляющие слог, слово, определять их последовательность и т. д.

  • «Послушай, повтори» — проговаривание 2—3 слогов.
  • «Повторялка» — проговаривание 2—3 звукосочетаний.
  • «Подскажи словечко» — договаривание пропущенных слов в стихах, подбор рифм.
  • «Длинный короткий» — различение на слух длинных и коротких слов.
  • «Отгадай звук» — а) выделение и узнавание неречевых звуков б) дифференциация гласных звуков по шепотному произнесению.
  • «Назови правильное слово» — выделение правильного названия предмета из ряда слов.
  • «Четвёртый лишний» — исключение лишнего слова по наличию или отсутствию в нем определенного звука (сом, сок, дом, суп)
  • «Что не подходит?» — выделение на слух лишнего звука, слога, слова ( и-и-и-ы; ма-па-ма-ма; ток-ток-ток-сок).
  • «Выдели первый звук» — выделение первого звука в словах.
  • «Придумай слово на звук» — подбор слов на определенный звук.
  • «Выдели звук из ряда» - выделение звука из ряда звуков.
  • «Гласный – согласный» — дифференциация звуков на слух.
  • «Твердый – мягкий» - дифференциация звуков по твердости – мягкости на слух.
  • «Звонкий – глухой» («Звенит—шумит») — дифференциация звуков по звонкости – глухости на слух.
  • «Составь слово из звуков» — составление слов из последо­вательно названных звуков в правильном или нарушенном по­рядке ([ж] [у] [к] — жук).
  • «Исправь предложение» — исправление деформированного предложения (Ваня, школу, в, идет).
  • «Послушай, посчитай, назови» — определение количества и порядка слов в предложении; звуков, слогов в слове.
  • «Закончи слово» — подбор к началу или концу слова необ­ходимого звука, слога (этажи, чижи, моржи).
  • «Скажи наоборот» — дифференцированное преобразование слогов (ча-тя/тя-ча).
  • «Назови ласково» — дифференцированное произнесение зву­ков [и]—[ы] в процессе образования уменьшительно-ласкательной формы существительных (сады — садики, коты — котики).
  • «Один—много» — дифференцированное произнесение зву­ков [и]—[ы] в процессе образования множественного числа одно­сложных существительных (кот — коты, бык — быки).
  • «Подбери признак» — подбор слов-признаков к предметам, предметным картинкам к занятию на звук [й] (красивый, низ­кий, широкий).
  • «Жадина» — согласование притяжательных местоимений с существительными мужского, женского, среднего рода, отра­ботка звука [й], йотированных гласных (мой енот, моя елка, мое яблоко).
  • «Слова-родственники» — подбор родственных слов парал­лельно с отработкой изучаемого звука (чай, чайник, чайная) и др.

 

  1. ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

       Несформированность слоговой структуры слова является одним из наиболее тяжело поддающихся коррекции проявлением ОНР у детей и характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава, что проявляется в нарушении порядка слогов в слове, пропусках или добавлении новых слогов, звуков, невозможности воспроизведения стечений согласных. Степень нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР колеблется от незначительных трудностей произношения слов сложной структуры в условиях спонтанной речи до грубых проявлений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Это определяет важность систематической работы над слоговой структурой слова на разных видах занятий с дошкольниками (в том числе — на занятиях по формированию произносительной стороны речи), с одной стороны, и необходимость индивидуального подхода, с учётом речевых возможностей детей, с другой стороны.

       Насколько успешно ребенок с ОНР будет овладевать слоговой структурой слова зависит и от состояния фонематического восприятия, и от его артикуляционных возможностей. Поэтому коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры включает развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

   Для отработки слоговой структуры слов используют следующие игры и игровые упражнения:

  • «Барабанщики» - воспроизведение ритмических рисунков.
  • «Прохлопай слово по слогам».
  • «Протопай слово по слогам».
  • «Прошагай слово по слогам» - деление слов на слоги.
  • «Отстучи слово по слогам» (карандашом, пальцем).
  • «Говорим на ладошке» - проговаривание с ладошкой под подбородком.
  • «Шагают человечки» - прошагивание указательным и средним пальчиками по столу.
  • «Шагаем по ступенькам» - прошагивание указательным и средним пальчиками по ступенькам, выполненным из картона, спичечных коробков, конструктора и т.д.
  • «Птички» — изображение пальцами рук «клюва птички», «птичка» раскрывает «клюв» на каждый слог.
  • «Рыбки» — аналогично предыдущему упражнению
  • «Барабанщики» — отстукивание слогов ладошками по столу или по коленкам, имитация игры на барабане.
  • «Гармонисты» — имитация игры на гармошке, «растяги­вать меха» на каждый слог.
  • «Выложи слово фишками» — выкладывание фишек на каж­дый слог.
  • «Слоговые бусы» — передвигание бусин, по одной бусине на каждый слог.
  • «Назови правильное слово» — выделение правильного на­звания предмета из ряда слов.
  • «Домики» — дифференциация слов по их слоговому составу.
  • «Делим слова на слоги» — деление на слоги двусложных, трехсложных, четырехсложных, пятисложных слов.
  • «Составь слово из слогов» — составление двусложных, трех­сложных, четырехсложных слов из слогов (кол-ба-са, че-ре-па-ха)
  • «Закончи слово» — подбор к началу или концу слова необ­ходимого звука, слога (этажи, чижи, моржи).
  • «Повторялка» — проговаривание 2—3 звукосочетаний за педагогом.
  • «Один—много» — дифференцированное произнесение звуков [и]—[ы] в процессе образования множественного числа однослож ных существительных (кот — коты, бык — быки); произнесение двусложных слов-множественного числа существительных обра зованных от единственного числа (звезда — много звезд) и т. д.
  • «Назови детенышей» — подбор и проговаривание трехслож ных существительных с закрытым слогом с суффиксами -онок -ёнок (ежонок, телёнок, утёнок; котята, телята, гусята)
  • «Назови ласково» — образование уменьшительно-ласкательной формы существительных различного слогового состава
  • «Скажи наоборот» — подбор антонимов и согласование их с существительными различного слогового состава(большая комната — маленькая комната)
  • «Сосчитай внимательно» — согласование существительным различной слоговой структуры с числительными (1 автобус, 2 автобуса).
  • «Парные картинки» — согласование притяжательных местоимений с существительными различного слогового состава (Чей диван? – Мой диван)
  • «Чего не хватает?» — образование формы родительного падежа существительных единственного и множественного числа (Нет кубика)
  • «Жадина»— согласование притяжательных местоименийс односложными, двусложными, трехсложными, четырехслож­ными существительными (мой дом, моя ка-ша, мое зер-ка-ло).
  • «Подбери словечко» — подбор качественных прилагательных к существительным различного слогового состава (желтый цветок)
  • «Какой предмет получился?» — образование относительных прилагательных и согласование их с существительными различ­еного слогового состава (обувь из кожи — кожаная обувь).
  • «Картинки-половинки» — складывание картинок, разрезанных пополам по количеству слогов, проговаривание названий изображений (двусложных существительных   ваза, духи).
  • «Разрезные картинки» — складывание картинок, разрезанных пополам по количеству слогов, проговаривание названий изображений (двусложных слов типа петушок, капитан, колобок, самокат).
  • «Слова-родственники» — подбор родственных слов с увеличением количества слогов, параллельно с отработкой изучаемого звука (чай, чайник, чайная).
  • «Прятки» - образование предложно-падежных конструкций с существительными различного слогового состава (петух под столом, медведь за шкафом, вылез из-за шкафа).
  • «Составляем слово» — образование сложных слов (вода падает – водопад, сам летит — самолет).
  • «Составляем предложение» — образование предложений со словами различного      слогового состава и др.
  1. РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

   Дети с ОНР часто не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Их речь, как правило, невыразительная, ускоренная или, наоборот, замедленная. При рассказывании стихотворений речь многих детей монотонна, постепенно становится менее разборчивой, угасающей. Во время речи голос тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (например, ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных).

Логопедическая работа по развитию просодической стороны речи с такими детьми включает в себя следующие разделы:

  • развитие речевого дыхания;
  • формирование темпоритмической стороны речи;
  • развитие мелодико-интонационной стороны речи.

Важно приучать детей к речи умеренного темпа, плавной, без лишних остановок; формировать у них умение согласовывать силу своего голоса с окружающими условиями; беречь его — все это имеет большой педагогический и гигиенический смысл. В то же время темп речи (степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока) и качества голоса (сила, модуляция) должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шёпотом, и громко, и медленно, и быстро.

   Для развития у детей с ОНР интонационной выразитель­ности, тембровой окраски, ритма и темпа, формирования пра­вильной ротовой воздушной струи, необходимой для речевого дыхания, используются следующие игровые упражнения

«Громко, тихо, шепотом» — проговаривание слов на вы­дохе с различной силой голоса в данной игре предполагается использование различных «Звуковых лесенок», «Звуковых до­рожек», моделей, пособий с привлечением картинок, игрушек (например: птичка летит то выше, то ниже).

«Далеко—близко» — проговаривание слов на выдохе с раз­личной силой голоса.

«Скажи тихо—громко» — произнесение звуков, звукосоче­таний, слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок, скороговорок на длительном выдохе с различной силой голоса.

«Три медведя» — развитие тембра, силы голоса.

«Актеры» — произнесение звука с изменение его тембра, эмоциональной окраски.

«Изобрази настроение» — произнесение словосочетаний, чистоговорок, скороговорок, предложений с различной эмоцио­нальной

«Скажи как...» — развитие тембровой окраски голоса, от­работка четкости дикции на материале словосочетаний, чисто­говорок, скороговорок, предложений с различной эмоциональной окраской (с использованием масок разных животных, героев сказок; кукольного пальчикового театра, кукол-рукавичек; мягких и резиновых игрушек, мелких игрушек из киндер- сюрпризов и т. д.).

«Скажи с различной интонацией» — развитие интонацион­ной выразительности (с использованием графических символов «?», «!», «?!»).

«Скажи медленно—быстро» — развитие темпа речи (с ис­пользованием картинок-символов, например: черепаха — ло­шадка).

«Выдели слово» — развитие интонационной выразительности (с использованием предметных либо схематичных картинок, подходящих к содержанию фразы, чистоговорки, скороговорки).

«Испорченный телефон» — отработка четкости дикции с ис­пользованием шепотной речи.

«Нюхаем цветы» — упражнение на развитие дыхания.

«Скажи на выдохе» — проговаривание звуков, слогов, слов, словосочетаний, чистоговорок на длительном, плавном выдохе после глубокого, наполненного вдоха.

«Пауковая лесенка» — произнесение на выдохе сочетаний гласных звуков.

«Кто дольше пропоет?» — произнесение на выдохе гласных звуков в виде игры-соревнования между 2—3 детьми и др.

 

  1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

         Практически у всех детей с ОНР выявляется недостаточный уровень сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.), затрудненной манипуляции различными мелкими предметами, недостаточном овладении навыками самообслуживания, медленном развитии игровой деятельности.

     В головном мозге человека центры, отвечающие за двигательную сферу и речевое развитие, расположены близко друг к другу. При стимуляции одного из этих центров       активизируется и другой. В результате деятельность речевых зон становится более

согласованной, речь — четкой, выразительной, ритмичной, усиливается контроль за выполняемыми действиями.

   Весьма эффективным и занимательным видом работ явля­ются игровые упражнения с природным и подручным материа­лом. С помощью различных круп, желудей, каштанов, цветных шнурочков, ленточек, пуговиц и т. д. на занятиях по формиро­ванию произносительной стороны речи выкладываются контуры букв, соответствующих изучаемым фонемам. Детям предлага­ются следующие упражнения:

«Выложи букву» — выкладывание букв из круп, фасоли, счетных палочек, цветных шнурочков, ленточек, бусинок, желу­дей, пуговиц, и т. д.

«Дорисуй букву» — дорисовывание фрагмента буквы. «На что похожа буква?» — дополнение контура буквы об­разом какого-либо предмета, животного.

«Зачеркни неправильную букву» — дифференциация графи­ческих изображений букв.

Чудеса на крупе» (нарисовать букву на крупе) — рисова­ние букв в емкостях, наполненных крупой (гречка, рис, манная крупа и т. д.).

«Чудеса на песке» (нарисовать букву на песке) — рисование            букв в емкостях, наполненных сухим, просеянным песком.

«Обведи правильную букву» — дифференциация графических изображений букв.

«Обведи букву по контуру» — обведение контура.

«Раскрась букву» — раскрашивание букв.

«Заштрихуй букву» — заштриховывание букв.

«Найди букве половинку» — подбор половинок букв, выпол­ненных из бумаги, картона, пенопласта; графическое соединение порисованных половинок.

«Волшебный пластилин» — лепка букв из пластилина; вылепливание по контуру на картоне и др.

Литература: Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / Н. В. Щерба; под ред. Н. Н. Баль. –Мозырь: «Белый ветер», 2014 – 131, с.: ил.,        стр. 3, 6-8, 13, 23-24, 25, 31-33, 34, 46-47,48, 52-53.

Подготовила: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Менх Е.Э.


  Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения (вторая младшая группа)

подробнее.../свернуть

Умение сосредоточиться на звуке – важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Часто нарушения звукопроизношения и невнятности речи у детей обусловлены недостаточно сформированным фонематическим слухом. В результате этого ребёнок не различает на слух акустически похожие фонемы и произносит их неправильно, заменяя на созвучные парные глухие либо мягкие звуки, пропускает, переставляет звуки в словах. Нарушения фонематического слуха в дальнейшем является серьезным препятствием в овладении навыками чтения и письма. Поэтому развитие фонематических функций является обязательной частью работы по формированию произносительной стороны речи, предупреждению нарушений письменной речи у детей.

Для развития фонематического слуха применяются упражнения на выработку умений пространственной ориентировки, чувства ритма, распознавать и различать неречевые и речевые звуки, слышать и узнавать звук, выделять его из потока речи, различать в сочетаниях с другими звуками, дифференцировать смешиваемые звуки.

    Рекомендуемые игры иупражнения помогут ребёнку освоить звуковую систему русского языка, подготовят к усвоению грамоты, письменной речи. Можно заниматься даже с неговорящими детьми, выбрав адекватные игры.

Игры, направленные на развитие слухового внимания.

    Отгадай, что звучит.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, фольга, дудочка, погремушка ит.д.

Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т.д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и конкретными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку сесть спиной к взрослому.

 

Солнце или дождик.

Оборудование: бубен.

Ход. Взрослый говорит ребёнку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко. В это время взрослый звенит бубном. Затем он говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь взрослый стучит в бубен и говорит, чтобы ребёнок подбежал к нему – спрятался от дождя. Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться». Игру повторяют примерно четыре раза.

Кто внимательный?

Оборудование: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход. Взрослый садится на расстоянии 2-3 м от ребёнка. Рядом с ребёнком разложены игрушки. Взрослый предупреждает ребенка, что сейчас он будет давать задания очень тихо, шёпотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем даёт инструкции: «Возьми мишку и посади в машину», «Вынь мишку из машины», «Посади в машину куклу» и т.д. Ребёнок должен услышать, понять и выполнить эти инструкции. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо и чётко.

Угадай, чей голос.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку животных.

Ход. Взрослый показывает ребёнку приготовленные картинки или игрушки и обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных. Затем просит угадать, кто придёт к нам в гости. Взрослый закрывает рот листом бумаги. Игру можно повторять 5 - 6 раз.

Угадай, что делать.

Оборудование: два флажка, бубен.

Ход. Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз.

Где позвонили?

Оборудование: колокольчик.

Ход. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывать глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4- 5 раз.

Угадай, кто идёт.

Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.

Ход. Взрослый показывает ребёнку картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а ребёнок ходит, как цапля. Когда же взрослый быстро стучит в бубен, ребёнок скачет, как воробей. Затем взрослый стучит в бубен, всё время меняя темп, а малыш то прыгает, то медленно ходит. Менять темп звучания надо не более 4 - 5 раз.

Угадай, кто сказал.

Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».

Ход. Ребёкка предварительно знакомят со сказкой. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая героям сказки. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке.

Иди – беги

Оборудование: бубен.

Ход. Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бежит. Менять темп звучания рекомендуется 3 – 4 раза.

Игры на развитие фонематического слуха.

Волшебная палочка.

Оборудование: предмет, который может сыграть роль волшебной палочки.

Ход. Взрослый и ребёнок рассматривают предметы в комнате. У взрослого в руке волшебная палочка, которой он дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название предмета произносит ребёнок, стараясь сделать это как можно чётче. Взрослый обращает внимание ребёнка на то, что они произносят слова. Необходимо следить, что ребёнок правильно соотносил слова и предмет.

Игрушка ошибается.

Оборудование: любимая игрушка ребёнка.

Ход. Взрослый объясняет ребёнку, что его игрушка, слышал, что малыш знает много слов. Игрушка просит научить его произносить их. Взрослый предлагает ребёнку обойти вместе с мишкой комнату, чтобы ознакомить его с названиями предметов. Мишка плохо слышит, поэтому произносить слова надо громко и внятно. Игрушка повторяет слова за ребёнком, но иногда ошибается. Ребёнок внимательно прислушивается к высказываниям игрушки, исправляет ошибочное произношение слов.

Подскажи словечко.

Ход. Взрослый предлагает послушать интересные загадки-складки. Ребёнок договаривает недостающее слово (рифма).

Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку… (гладко).

Наша Таня громко плачет: уронила в речку… (мячик).

Покажи и назови.

Оборудование: картинки слов паронимов.

Ход. Взрослый просит ребёнка показать картинку слова, которое будет называть. Если ребёнок ошибается, необходимо объяснить, что означает данное слово.

Желаем успехов!

Литература:

Щерба Н.В. – Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: особие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования/ Н.Н. Баль. – Мозырь, 2014 -131 с., стр.13-14, 23-24.

Подготовила: учитель-дефектолог первой квалификационной категории Кабанова М.Н.


 


                                         

 

Телефон:  (017) 244 22 84, (017) 247 07 14

Адрес электронной почты: ddu551@minsk.edu.by

Регистрационное свидетельство №: 1141505741 от 24.11.2015г.

 

Самоучка: школьник, родители которого не делают за него уроки.(Сенека)