Консультации воспитателей дошкольного образования © Ясли-сад №551 г.Минска

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

Управление по образованию
администрации Московского района г. Минска
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"Ясли-сад №551 г. Минска"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

 

 

Консультации воспитателей дошкольного образования


  Безопасное поведение на улице

подробнее.../свернуть

     Вот и подрос ваш малыш, стал взрослее, любозна­тельнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее. Но ваш авторитет ничуть не умень­шился. Так что вы остаетесь для него верным помощ­ником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте. Зная индивидуальные чер­ты своего ребенка (анатомию, физиологию, нервную систему, интеллект, темперамент), продолжайте помо­гать ему постигать науку уважения к улице: настойчи­во, но не навязчиво, систематически и терпеливо.

      Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

      На прогулке, по дороге в детсад и домой закреп­ляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ему проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте вни­мание на свои действия (почему вы остановились пе­ред переходом, почему именно в этом месте).

      Ваш ребенок уже знает и должен строго выполнять определенные правила.

   * Ходить по тротуару следует с правой стороны.

   * Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе стороны.

   * Переходить дорогу полагается только шагом,

   * Необходимо подчиняться сигналу светофора.

   * В транспорте нужно вести себя спокойно, разгова­ривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручень), чтобы не упасть.

   * Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбу­са, высовывать в окно руки.

   * Входить в транспорт и выходить из него можно, толь­ко когда он стоит.

   * Играть можно только во дворе.

     Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дво­ре, за пешеходами и транспортом, светофором и обяза­тельно обсуждайте увиденное с ребенком. Пусть он по пути домой споет вам песню или расскажет стихотво­рение, а потом нарисует то, что видел. Почитайте ему подходящее художественное произведение и обязатель­но побеседуйте о прочитанном.

    Только ваша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице.

Литература:

Желобович,  Е Нет ни дня без соблюдения правил дорожного движения. / Елена Желобкович, Владимир Листратенко // Здаровы лад жыцця. - 2012. - N 12. - С. 43-46.

Подготовила: воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории Юрча Т.М.


  Игры, развивающие речь

подробнее.../свернуть

  Родная речь входит в жизнь ребенка буквально с первых мгновений его жизни. Новорожденный обладает повышенной восприимчивостью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. К 2 годам ребенок различает все звуки родного языка и учится правильно произносить их, активно осваивая артикуляцию русского языка. Для того, чтобы этот процесс интенсивно продолжался, обязательно нужно вводить занятия по развитию речи.

  Занятия с детьми среднего дошкольного возраста ориентированы на воспитание звукового восприятия, их учат вслушиваться в звучание слова, обращать внимание на отдельные звуки в словах, находить в разных словах сходные звуки.

  Детей старшего дошкольного возраста учат вести звуковой анализ слова, определять, какие звуки слышны в нем, выделять их, определять количество звуков, их последовательность, слышать ударение, вычленять слоги. Обучение ориентации в звуковом составе слова подготавливает ребенка к усвоению грамоты и письма, являясь одним из важных этапов подготовки к школе.

Малышам очень нравится повторять слова.

  Поиграйте с ними в «Эхо», эта игра научит их различать и правильно произносить звуки. Попросите малыша отойти в противоположный конец комнаты и стать к вам спиной. Произносите разные слова, то негромко, то громко и отчетливо. Ребенок должен повторять за вами слова, соответственно то тихо, то громко и четко.

  Поменяйтесь с ним ролями – пусть теперь он произносит слова, а вы будете изображать эхо.

  Для того, чтобы у ребенка был достаточный словарный запас, нужно постоянно с ним заниматься, читать книжки, смотреть вместе мультфильмы, поясняя, что происходит на экране. Кроме этого рекомендуется проводить специальные небольшие занятия, развивающие речь и обогащающие словарный запас.

  Возьмите любую игрушку или картинку с изображением какого-нибудь животного. Рассмотрите ее внимательно вместе с ребенком. Задайте ему вопросы: «Кто это?» (Мишка.) Как еще можно назвать это животное? (Медведь, медвежонок, Косолапый, Топтыгин). Что он делает? (Стоит, смотрит, сидит, лежит, слушает, видит…) Какой это мишка? (белый, черный, пушистый, мягкий, добрый, красивый…). Затем повторите все использованные слова, еще раз рассказав ребенку об игрушке: «Этот медвежонок белый, пушистый и красивый. Мишка стоит, смотрит, слушает, все видит, все понимает. Возьмешь Косолапого к себе в постельку?».

  Деткам от трех лет очень нравится такая игра, которая учит их правильно определять звуки в словах. Для игры вам понадобятся предметные картинки, которые вам нужно будет подобрать заранее. На картинках должны быть изображены предметы, в названиях которых первый звук повторял бы последний звук предыдущего названия. Например: карандаш – шарик – кошка – апельсин – нос – слон – небо – очки – игла – ананас – сахар – рот – топор … и т.д. Предложите ребенку разложить картинки цепочкой, одна за другой так, чтобы название каждой последующей картинки начиналось со звука, которым закончилось название предыдущей. Выкладывая картинки в цепочку, пусть он произносит название каждой. Затем, когда цепочка будет готова, назовет картинки по очереди.

   Ребятишек постарше нужно учить выделять слоги в словах. Скажите ребенку, что слова можно мерить шагами. Произнося слово «жук», одновременно сделайте один шаг. При словах «шар», «лук» пусть ребенок тоже сделает по шагу. Прокомментируйте ситуацию: «Это коротенькие слова, на один шаг. Попробуем другие!» и начните шагать, одновременно произнося другие слова. На каждый слог – по шагу. Пусть ребенок поможет вам, придумает новые слова на 2, 3, 4 шага-слога. Эта игра очень хорошо вырабатывает в ребенке интуитивное умение делить слова на слоги.

Это умение можно закрепить игрой во «Вкусные слова».

  Начиная игру, скажите, что сегодня вы будете отмечать день рождения любимой куклы, любимого мишки или любой другой значимой для ребенка игрушки. Предложите ребенку выбрать угощение для гостей. Но, выбирая угощения, нужно отобрать только те, названия которых состоят из двух или трех слогов (шагов). Пусть ребенок перечислит такие сладости.

Двухсложные слова: тортик, вафли, халва, пирог, сахар, банан.

Трехсложные слова: конфеты, варенье, шоколад, печенье.

 Пусть малыш объяснит, почему такие угощения как «пирожное» или «мороженое» нельзя поставить на праздничный стол.

На прогулке играйте с ребенком в несложные, но такие полезные развивающие игры!

Просто гуляя, предложите ребенку осмотреться, отыскать вокруг себя и назвать то, что имеет в названии

-  один слог (шаг): двор, мяч, дом, парк;

- две части: забор, кусты, небо, песок; три части: качели, деревья и т.д.

  Для обогащения словарного запаса играйте в игру «Назови меня, назови себя». Эта игра нравится всем детям, даже очень маленьким дошкольникам.

  Если вы играете с ребенком вдвоем, то начните ее, назвавшись одним из окружающих предметов, например: «Я – дерево». Ребенок должен назвать вас новым именем и назвать себя другим, тоже подсмотренным вокруг: «Ты – дерево, а я - машина». Снова ход переходит к вам: «Ты – машина, а я - облако» и так далее.

  Если в игре есть еще участники, то она становится более интересной, развивающей еще и внимание и память. Следующий участник должен назвать новые имена всех предыдущих участников, а потом придумать свое.

  Занимайтесь со своими детьми играя, поверьте, эффект от таких несложных игр превзойдет все ожидания, и в школу ваше чадо пойдет во всеоружии.

 Литература:
  Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина, Е. С. Белько ; ред. Н. С. Старжинская. - Минск : Адукацыя i выхаванне, 2003. - 144 с.
   Старжинская, Н.С.  Весёлые игры для развития речи : учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н. С. Старжинская. - Минск : НИО, 2010. - 60 с.

 Подготовила: воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории Гриб Л.А.

 


  Вы спрашиваете - мы отвечаем

подробнее.../свернуть

1. Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»?

- Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника. Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять социальное положение: стать школьником. Не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.    

       РОДИТЕЛЯМ важно знать уровень сформированного у ре­бенка положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования его интереса к ней. Соз­нательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельно­сти, с созданием эмоционального отношения. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими. Рас­скажите о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать сознание ребенка, создаст положительную установку на учебу в школе.

2. Насколько важна физическая готовность ребенка к обучению в школе? 

- Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом. Нередко, именно из-за недоста­точности физического развития, физических качеств некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития и тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности, Из-за недостаточности развития "мышц ловких" у ребенка возникают описки, пропуски букв.

3.Почему ребенку трудно управлять своим поведением?

- Ребенку в 6 лет трудно управлять своим поведением, потому что у него еще недостаточно развита воля. Произвольным, т, е. управляемым, должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятель­ность ребенка: внимание, память, мышление.

     Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запо­минать, добиваться решения поставленной учителем задачи. Для развития у дошкольника воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами.

 4.  В чем различие взаимоотношений в системе "ребе­нок — педагог" в детском саду и школе? 

- При поступлении в школу у ребенка изменяется систе­ма отношений в межличностном общении. Отношения становятся более деловыми, тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и ин­дивидуальными. В школе ребенок оценивается по вы­полненным делам. Важно постепенно готовить ребенка к системе новых отношений в школе.

5. Какие советы вы можете дать по воспитанию "чув­ства долга" у ребенка дошкольного возраста? 

- Надо иметь в виду, что в понятии "чувство долга" главное не "долг", а "чувство". А чувство воспитывает­ся не окриком: "Ты должен... сделать!". Чувство не возникает по приказу. Чувство может возникнуть в от­вет на наше чувство, на нашу любовь и понимание.

6. Почему не все дети одинаково овладевают чтени­ем, письмом? Ведь со всеми в равной степени занимаются воспитатели, а в шко­ле их учит один и тот же учитель? 

- Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро формируются. Причин этому много, но глав­ная — у ребенка недостаточно развита речь, фонемати­ческий слух в частности. К концу дошкольного возрас­та ребенок должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно, используя интересные игры, например, разрезать полоски бумаги разного цвета и размера и с помощью их учить ребенка строить модель слова. Тогда ребенок как бы "увидит" речь. Важно, чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно расска­зать об изображенном. Развивая речь ребенка, важно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы. Их очень любят дети. Они значительно совер­шенствуют речь ребенка, которая в старшем дошколь­ном возрасте становится основой перестройки психи­ческих процессов, орудием мышления.

 Литература:

  1. Агапова, И.Ю. Подготовка детей к школе [Текст] / И. Ю. Агапова, В. П. Чеховская // Начальная школа. - 2004. - N3. - С. 19-21 .
  2. Петроченко, Г.Г.  Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе : [учебное пособие для вузов] / Г. Г. Петроченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Вышэйшая школа, 1982. - 240 с.

 Подготовила: заместитель заведующего по основной деятельности Леончик В.В.

 


  Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

подробнее.../свернуть

Эти советы адресованы и тем, чьи дети посещают детский сад.

  Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.

   Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный элексир здоровья. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.

  Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

  При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

-Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

-Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

-Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

-Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

-Конструирование.

-Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

-Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

-Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!

-“Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

-Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.

-Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

   Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

   Если вам удалось организовать дома спортивный уголок и ребёнок может лазить по спортивной лестнице, подтягиваться на канате, кувыркаться на турнике, рука у него будет крепкой и твёрдой. Дайте своему ребёнку молоток, пилу, гвозди и смастерите вместе с ним нехитрую, но полезную поделку – рука ребёнка приобретёт уверенность и ловкость.

   При такой всесторонней тренировке школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными. Полезно проверить результаты кропотливой работы по формированию движения кисти. Для этого используйте тест “вырезание круга”, проведя его до начала тренировки и по её окончании.

   Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.

   Если ребёнок трудно входит в контакт со сверстниками, чаще организуйте встречи с ними, сначала для игр, во время прогулок, а затем и для занятий и забав дома. Постепенно у ребёнка будет вырабатываться потребность в общении, а перед интересом к совместной деятельности отступят нерешительность и робость. Пользу принесут подвижные игры, если поручать ему “командные” роли, привлекайте его к труду и не забывайте одобрить его помощь.

   Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу “неуправляемых” детей и нарушителей порядка.

   На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

  В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок пока ещё дошкольного возраста и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут “проходить” с ним предметы.

  Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас

Литература:

  1. Агапова, И.Ю. Подготовка детей к школе [Текст] / И. Ю. Агапова, В. П. Чеховская // Начальная школа. - 2004. - N3. - С. 19-21 .
  2. Петроченко, Г.Г.  Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе : [учебное пособие для вузов] / Г. Г. Петроченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск : Вышэйшая школа, 1982. - 240 с.

 Подготовила: заместитель заведующего по основной деятельности Леончик В.В.

 

 

 

 

 


 


                                       

 

Телефон:  (017) 244 22 84, (017) 247 07 14

Адрес электронной почты: ddu551@minsk.edu.by

Регистрационное свидетельство №: 1141505741 от 24.11.2015г.

 

Диплом учебного заведения: документ, удостоверяющий, что у тебя был шанс чему-нибудь научиться. (Янина Ипохорская)