Консультации педагога-психолога © Ясли-сад №551 г.Минска

 

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

РусскийБеларускi

 

Управление по образованию
администрации Московского района г. Минска
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"Ясли-сад №551 г. Минска"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

 

 

 

Консультации педагога-психолога


  В мире игрушек

подробнее.../свернуть

         В настоящее время в связи с большим разнообразием игрушек как отечественного, так и зарубежного производства необходимо уметь ориентироваться в них, т.е.понимать, что они могут дать для развития ребёнка. Такая ориентировка необходима всем взрослым, имеющим отношение к детству, особенно же – педагогам и родителям.

         Следует учитывать, что:

1) детям следует иметь доступ только к ограниченному числу игрушек очень хорошего качества. Избыток игрушек – скорее всего беда, чем благо;

2) игрушка должна быть простой по дизайну и по действию, только тогда ребёнок может в полной мере развивать воображение и самостоятельность. Многие коммерческие игрушки чересчур реалистичны и сложны, чтобы дети могли использовать их в игровой деятельности;

3) лучший вид игрушки – это тот, который дети и родители могут создать сами.

         Тенденции доставить ребёнку радость, купив ему дорогую игрушку, в настоящее время наблюдается всё чаще. А между тем, как подметил один из основателей педагогической психологии П.Ф.Каптерев, ребёнок ценит игрушку не с той точки зрения, с которой её ценим мы, взрослые: ему в игрушке дороги побуждения, толчки и гибкий материал для выражения своих замыслов.

         Немало интересных, забавных игрушек можно сделать самим – совместно со своими детьми, одновременно «зарядившись» при этом радостью общения.

         В настоящее время специалистами в области игру разработаны новые критерии экспертизы, оценок игрушек. Назовем некоторые из них:

  • Возможность с помощью игрушки освоить действие, развивающее ребёнка в соответствии с задачами возраста. Цель осваиваемого в игре действия должна соответствовать задачам возраста. Каждый возрастной этап имеет свой спектр задач, которые должны решаться за счёт правильно организованного подбора игрушек и игровой деятельности с ними;
  • Игрушка должна способствовать образованию и развитию ребёнка, «приносить пользу» для будущего и в то же время быть привлекательной, доставлять ему удовольствие в настоящий момент. Привлекательность игрушки как соответствие интересам и смыслам самого ребёнка – именно это и делает её игровым материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребёнка.

Помимо сенсорной привлекательности, игрушка может стать привлекательной для ребёнка из-за её связи со взрослыми, который подсказывает ребёнку, как можно играть с ней, как бы «распредмечивает», «распаковывает» действия, заложенные в игрушке, делает их осмысленными и понятными. При оценке привлекательности игрушки следует учитывать и её современность, и популярность в детской субкультуре;

  • игрушка должна содержать ориентировку, необходимую для самостоятельного выполнения ребёнком тех действий, задач, которые запрограммированы в ней; ориентировка должна быть попыткой к адекватной цели действия (ради чего игрушка сделана);
  • доступность игрушки для осуществления игровых (операциональных) действий (прочность, качество изготовления, чес, размер игрушки);
  • игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребёнка, допускать вариативность действий.

Особо хотелось бы остановиться на критериях оценки образной игрушки. К числу значимых критериев оценки таких игрушек все чаще относят и её возможности для полноценной игры ребёнка в любых её видах (ролевой, режиссёрской, драматизации). Далеко не всякая игрушка обладает такими возможностями. Только открытость образа, т.е.возможность взять на себя различные переживания и эмоции, совершать в руках ребёнка разнообразные действия, может сделать игрушку средством игры, а тем самым – психического развития.

При выборе игрушек (их покупке) следует обратить внимание и на фактуру материала, из которого она создана. Ребёнку не безразлично, из чего сделан его зайка, слон, обезьянка. Он предпочитает образные игрушки из мягкого, пушистого материала. Такие игрушки скорее и чаще, нежели изготовленные из холодных и шершавых материалов, вызывают у ребёнка тёплые чувства, становятся его любимыми игрушками.

Значимы и другие качества игрушки: размер, пропорции игрушки, её цвет. Большие куклы и игрушечные звери дистанцируют ребёнка, давят на него своей величественностью и ставят в позицию зависимости. Вместе с тем большая кукла для «любования» вызывает и сильное восхищение, и отношение на «вы». Куклы и зверюшки значительно меньшего размера, чем сам ребёнок, придают ему уверенность и позволяют занять позицию над этими игрушками. Совсем маленькие куколки и зверюшки умиляют и вызывают отношение нежного покровительства.

Белорусские специалисты в области детства, игрушки озабочены разработкой критериев детской игрушки.

Вот некоторые критерии, которыми, в частности, они пользуются в ходе экспертизы детских игр и игрушек:

1) гуманистическая направленность игрушки; определяется с точки зрения её содействия развитию ребёнка в зоне его актуального и ближайшего развития: «приносить пользу для его будущего и доставлять удовольствие в настоящий момент», соответствовать интересам и смыслам самого ребёнка. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и, по возможности, вызывать гуманные чувства. Игрушка не должна быть слишком сложной для ребёнка (это может вызвать отрицательные чувства – неумелость, некомпетентность), и в то же время, предполагать определённые усилия ребёнка, поиск самостоятельных решений;

2) полифункциональность игрушки; определяется с точки зрения рассмотрения её как средства развития ребёнка. Игрушка как посредник между ребёнком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать освоение новых умственных действий, содействовать развитию психических процессов и личностных качеств, соответствующих возрасту ребёнка, и в то же время давать простор активным, осмысленным игровым действиям; игрушка не должна быть натуралистичной и в точности повторять реальность, вместе с тем она должна давать детям адекватные представления о существующих в природе цветах, формах, размерах и пр.;

3) эстетическая ценность игрушки рассматривается с точки зрения её как средства художественно – эстетического развития ребёнка, приобщения его к миру искусства. Значимыми характеристиками игрушек являются сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними, физическими качествами (яркие краски, звучание, сложность формы, выразительность образа и пр.).

Критерии несоответствия игр и игрушек психолого – педагогическим требованиям включают характеристики, указывающие на угрозу безопасности ребёнка, возможность негативного влияния на его физическое и психологическое здоровье (эмоциональное благополучие, внутренний, душевный комфорт). Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие и т.д.; оскорбляющих человеческое достоинство; способствующих развитию противоправных наклонностей у детей; вызывающих пренебрежительное или негативное отношение к лицам с особенностями психофизического развития; стимулирующих нездоровый интерес к сексуальным проблемам. Опора на эти критерии даёт свои позитивные плоды. Примечательно, что меняется отношение и самих производителей к созданию детских игрушек. Все чаще в последнее время ими проявляется инициатива в сотрудничестве с учёными, педагогами, психологами, методистами на этапе создания игрушек, предваряющем экспертизу.

 

Литература:

Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Е.А.Панько (и др.); под ред.Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 184 с. – с. 161-166.

 

Подготовила: педагог-психолог первой квалификационной категории Холодинская Анастасия Владимировна

 


  «Мне скучно! Мама, дай телефон!» Как дети становятся зависимыми»

подробнее.../свернуть

Почему современные дети часто скучают и не могут найти для себя интересных занятий? Психологи сравнивают привязанность к гаджетам с наркотической зависимостью – «дофаминовой», если быть точными.

         Сейчас многие родители сталкиваются с тем, что без игры на смартфоне детям становится скучно. И родители спешат спасти ребёнка от скуки, давая вновь смартфон. И возможно, чтобы избавить себя от детского нытья, получив возможность немного отдохнуть и «купить» такой ценой минуты тишины для себя.

         У ребёнка не формируется переносимость к такому состоянию. Ему сложно придумать игру, развлечь себя, чтобы лишить себя скуки. Ребёнок может долго ныть, а в голову не приходит идеи, чтобы что – то создавать из бумаги, построить из конструктора самолёт или слепить из пластилина. Даже если кто – то и предложит альтернативу создать игру не онлайн – это будет скучно.

         Интернет – зависимость или игровая зависимость легко формируется с раннего детства. Мозг ребёнка восприимчив и пластичен. В смартфоне картинки быстро меняются, в игре много ступеней сложности и много поощрений, достиг, выиграл и получил удовольствие.

         В интернете много не всегда полезной информации. Мозг усиленно питается и съедает всё. Чем питается мозг ребёнка, родители не в состоянии проследить. Часто на это не хватает времени. А потом ребёнок, сталкиваясь с жизненными трудностями, всё больше и больше хочет оставаться онлайн.

         Там хорошо и интересно. Там есть виртуальные друзья, отношения, совместные игры, там хочется жить. И дети живут в искусственном и красочном мире, где ложным способом удовлетворяются их потребности.

         А что же в реальности? А с реальностью все становиться плохо, общения мало, друзей тоже, учиться не хочется, многое не интересно, в общем, вновь скучно. Мама и папа заняты, и с ними также «скучно». Ничего не хочется.

         Хочется получить дозу «в руки смартфон». И ради этого ребёнок готов быстрее убрать в своей комнате, сделать уроки, скушать нелюбимую кашу, да что угодно сделать, чтобы получить от родителя смартфон. В подростковом возрасте могут возникать истерики.

Причина проста: полученный опыт жизни онлайн и в играх создаёт определённые изменения в мозге, формируются нейронные связи, ГДЕ и КАК можно получить удовольствие. Пластический мозг ребёнка, играя в компьютерные игры, получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. Когда дети живут онлайн от 3 до 5 часов в день, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, к обучению и даже к самому себе. Реальность становится мрачной и серой – и вновь появляется желание убежать от реальности. Создаётся замкнутый круг.

Дофамин – это гормон, отвечающий за поощрение от какой – либо деятельности. Организм получает награду в виде дофамина всякий раз, когда ребёнок набирает уровень в игре. Гормон дофамин относится к широкому классу под названием «катехоламины», он повышает внимательность, создаёт привязанность и хорошее настроение, а когда его много, приводит часто к переутомлению. Ребёнок по – настоящему устаёт. Потом у него уже не остаётся сил ни на какую другую деятельность.

Мозг, находящийся в процессе формирования, настолько пересыщается дофамином, что ему становится сложно правильно определять, что хорошо и плохо. Цвета виртуальности становятся насыщенными и яркими. Мозгу становится всё тяжелее переключиться на впечатления, приходящие из реального мира. Формируется зависимость.

Что происходит с ребёнком, который много проводит времени онлайн:

·        становиться раздражительным и эмоциональным, капризным;

·        становится агрессивным, когда сталкивается с фрустрацией;

·        появляется бессонница, плохо засыпает;

·        падает успеваемость (притупляется познавательная активность);

·        становится рассеянным;

·        слабо развивается воображение (сложно придумать что – то своё, новое);

·        реальность становится чёрно – белой, теряется интерес к жизни;

·        не умеет общаться, не развиваются коммуникативные навыки общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

·        становится неинтересным для других;

·        появляются проблемы со зрением и позвоночникам;

·        не умеет преодолевать трудности (быстро сдаётся);

·        мало двигается;

·        ослабевает иммунитет;

·        формируется сильное «Я виртуальное» и слабое «Я реальное»;

·        формируется зависимость.

 

Как быть, если ребёнок зависим от гаджетов?

В здоровом варианте можно получить дофамин небольшими порциями, радуясь жизни, общению с друзьями, наслаждаясь природой, погодой, хобби, путешествием… И если вы надумали уменьшить пребывание ребёнка онлайн, тогда вместе создавайте ему интересную жизнь офлайн.

Создавайте возможность получать дофамин в реальной жизни здоровым способом. И не спешите спасать от скуки. Пусть ребёнок побудет в ней и придумает что – то своё, свою реальную игру, пригласит друга, и они поиграют с мячом, порисует или полепит. Пусть сам, а не вы для него.

Очень важно:

·        играть в компьютерные игры и пользоваться интернетом можно максимум 30 минут в день (чтобы не сформировать зависимость). Объясните ребёнку, почему вы ставите ограничения.

·        30 – 40 минут любимого ютуба или мультфильма в день. Не больше (забота про мозг ребёнка). Ограничения делаются с уважением к личности ребёнка.

·        За час до сна никаких гаджетов. Гаджеты убрать из детской.

·        Золотое время укладывания ребёнка спать – с 21.00 до 22.00. Сон любит темноту и тишину (улучшает самочувствие ребёнка на следующий день).

·        Усиливать семейные традиции: играть в игры по вечерам с детьми, общаться, проводить совместные ужины, организовывать прогулки на велосипеде, приглашать друзей в гости, играть в обычные дворовые и настольные игры.

·        Формировать хобби у ребёнка, дать возможность выбрать себе кружки по интересам (формируется ценность того, что я могу).

·        И ребёнку нужно движение! Спорт в помощь! (формируется стрессоустойчивость).

·        Прогулке на улице от 2 до 4 часов в день (кислород нужен для питания мозга).

·        Формировать культуру объятий в семье от 8 раз в день (формируется здоровая привязанность к близким).

·        Много приятных слов друг другу (формируется ценность себя).

·        Родителям нужно быть примером свободного человека (дети нам подражают).

·        При этом не стоит полностью лишать ребёнка интернета или игр на телефоне. Важно не впадать в крайности! И действовать в рамках разумного.

Литература: материалы с сайта rebenok.by

Подготовила: педагог-психолог первой квалификационной категории Холодинская А.В.


  Роль сказки в жизни ребёнка

подробнее.../свернуть

Роль сказки в жизни ребёнка невозможно не заметить. Все дети любят сказки.

Сказка – это древнейшая форма устного народного творчества, была и осталась самым популярным видом искусства и по сей день доставляет человеку огромное эстетическое наслаждение; сказка является неотъемлемой частью воспитания всех поколений человечества. Ну, кто из детей или взрослых откажется от путешествия в страну сказок, где всё так необычно и очень интересно. Сказки полны доброты и мудрости, насквозь пронизаны мечтами и грёзами главных героев. Дети с удовольствием перевоплощаются хотя бы на некоторое время в героев сказки.

Великий отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, индивидуальности.

И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывают радость не только у малышей, но и у взрослых. Интонация голоса в одних случаях – бодрит, в других – успокаивает. Колыбельные песни оказывают успокаивающее воздействие, а потешки, в которых используются игровые приёмы («Ладушки!», «Идёт коза рогатая»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослыми.

Произведения устного народного творчества, различные сказки имеют воспитательное и познавательное значение, способствуют развитию наглядно – образного и образного мышления, обогащают знания и представления об окружающем мире, расширяют словарный запас, способствуют развитию связной логической речи, развивает фантазию и воображение. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие познавательных процессов, более быстрое и лёгкое запоминание языкового материала.

Читать детишкам сказки надо в «правильное» время, когда они спокойны и пребывают в хорошем настроении. Но лучше всего это делать перед сном, ведь вечером, лёжа в тёплой и уютной постельке, вы можете ещё и обсудить сказку с ребёнком. Читать сказку надо не спеша, не отвлекаясь и с удовольствием. Так она принесёт ребёнку больше пользы и удовольствия. Также в течение дня можно проигрывать сказку в форме сюжетно – ролевой игры, театра кукол, ребёнок её может сам пересказывать, рассказывать по сюжетным картинкам. Главное, выбирать «правильные» сказки, которые соответствуют возрастным и психическим особенностям Вашего ребёнка.

Один из самых важных моментов роли сказки в жизни ребёнка – то, что здесь всегда добро побеждает зло. В будущем это научит его побеждать жизненные трудности.

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого ребёнка. Так было, есть, и будет всегда. Не стоит недооценивать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребёнка в своих силах.

Сказка дала рождение новому направлению в психологии – сказкотерапии. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций», что в дальнейших позволяет найти нужное решение.

Дети часто слушая сказку переносят сказочные образы и смыслы в реальность. Обязательно нужно обсуждать прочитанное: «О чем сказка?», «Какие сказочные уроки вы заметили в ней?», «Чему нас хотела научить сказка?»

В психологии сказкотерапия – это ещё и процесс объективизации проблемных ситуаций. Что происходит внутри человека? И всё ли можно «объективизировать?» Почему на героя сказки столько сыпется испытаний? А что происходит в результате всех приключений? В чем основной замысел сказки? В итоге раскрывается потенциал личности, запускается процесс активизации его внутренних ресурсов.

 

Поэтому, дорогие родители, желаю Вам каждый вечер проводить в совместном чтении сказок с Вашим малышом. Это не только весёлое, нежное, ласковое времяпровождение, как совместный досуг с Вашим сокровищем, но и воспитание его личностных качеств, обучение его жизненным ситуациям и примерами выхода из них посредством сказки, посредством примера сказочных героев. Читай увлечённо, обсуждайте, постигая новое и новое каждый день.

 

Рекомендуемые произведения художественной литературы и фольклора для первой младшей группы.

  1. Белорусские и русские народные песенки и потешки: «Мышка, мышка, дзе была», «Сорока – белобока», «Вожык», «Пошёл котик в лесок», «Идет коза рогатая», «Ах, ты, радуга-дуга», «Пошел котик на торжок» и т.д.
  2. Белорусские и русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Козлятки и волк», «Дзедава рукавiчка», Коцiк Петрык и мышка» и т.д.
  3. Литературные сказки: Л. Толстой «Три медведя», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умной мышонке», В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»?».
  4. Сказки народов мира.
  5. Произведения таких русских поэтов и писателей, как: А. Плещеев,                         О. Высотская, А. Барто, З. Александрова, Е. Благина, А. Бродский, А. Толстой, К Ушинский, Н. Калинина, Л.Толстой, К Чуковский.

 

Рекомендуемые произведения художественной литературы и фольклора для второй младшей группы.

  1. Белорусские и русские народные песенки и потешки: «Кукарэку, певунок», «Ой, бычок, мой бысенька», «Ягорачка», «Кую, кую, ножку», «Ласачка», «Тили – бом», «Ерши – малыши», «Дождик, дождь».
  2. Песенки и потешки народов мира. «Бабушкины любимцы» (чеш., обр. С. Маршака), «Шалтай – Болтай» (англ., обр. С. Маршака), «Барабек» (англ., обр. К. Чуковский).
  3. Белорусские и русские народные сказки: «Курабка – Рабка», «Звйкава хатка», «Каза – манюка», «Пчала и муха», «Муха – пяюха», «Лиса и козёл», «Бычок – смоляной бочок», «Жихарка».
  4. Сказки народов мира: «Колосок» (укр., обр. С. Могилёвской, «Два жадных медвежонка» (венг., обр. А.Кун и В.Важдаева, «Хвастливый заяц» (узб., обр. Н. Ивашова, «Врун», «Ивовый листок» (яп., пер.Н. Фельдман).
  5. Литературные сказки: Ш. Перро, Братья Гримм, М. Горького.
  6. Произведения белорусских и русских поэтов: В. Рабкевiч «Iдзе восень», Я. Колас «Сонца грэе, прыпякае», «Храбры певень», Я. Купала «Лiстапад», Я. Журба «Першыя сняжынкi», «Дзед Мароз», Э. Агняцвет «Маме», К.Цвiрка «Коцiкi», В. Лукша «Вясёлка», И. Бунин «На пруде», «Всё темней», Е.Благина, З. Александрова, Б.Заходер, А. Барто, Э. Успенский, С. Маршак.
  7. Произведения белорусских и русских писателей: Я. Брыль «Жил – был ёжик», У.Юрэвiч «Бярозчыны валёнкi», Л. Толстой «Хотела галка пить», В.Вересаев «Братишка», М. Пришвин «Журка», Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц», «Лисята», «Воробей», М. Зощенко «Глупая история».
  8. Произведения зарубежных писателей: С. Вангели «Подснежники» (молд., пер. В.Берестова) и т.д.

 

Рекомендуемые произведения художественной литературы и фольклора для средней группы.

  1. Белорусские и русские народные песенки и потешки: «Кукарэку, певунок», «Ой, бычок, мой бысенька», «Ягорачка», «Кую, кую, ножку», «Ласачка», «Тили – бом», «Ерши – малыши», «Дождик, дождь».
  2. Песенки и потешки народов мира. «Бабушкины любимцы» (чеш., обр. С. Маршака), «Шалтай – Болтай» (англ., обр. С. Маршака), «Барабек» (англ., обр. К. Чуковский).
  3. Белорусские и русские народные сказки: «Коцiк, пеунiк i лiса», «Пiлiпка – сынок», «Сынок – з – кулачок», «Каток – Залаты лабок», «Як курачка пеунiка ратаавала», «Былiнка и верабей», «Зимовье зверей», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лисичка – сестричка и волк», «Гуси – лебеди».
  4. Сказки народов мира: «Колосок» (укр., обр. С. Могилёвской, «Два жадных медвежонка» (венг., обр. А.Кун и В.Важдаева, «Хвастливый заяц» (узб., обр. Н. Ивашова, «Врун», «Ивовый листок» (яп., пер.Н. Фельдман), «Пирог» (норв., обр.М.Абрамовой), «Рукавичка» (укр., обр.С. Могилёвской), «Три поросёнка» (англ., пер. С. Михалкова).
  5. Литературные сказки:Ш. Перро «Красная Шапочка», Братья Гримм «Бременские музыканты», «Заяц и ёж», М. Горький «Воробьишко», Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишку – Короткий Хвост», В. Бианки «Первая охота», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Г. Остер «Одни неприятности», «Эхо», К. Чуковский «Телефон», «Федорино горе», «Тараканище».
  6. Произведения белорусских и русских поэтов: В. Вярба «Матулiны рукi», М. Танк «Галiнка и верабей», «Ехау казачнiк Бай», Я. Колас «На рэчцы зимой», «Дзед госць», Л.Дайнека «У вясновым лесе», Л. Рашкоускi «Я хачц салдатам стаць», Р. Барадулiн «Ната маму любiць надта», «Ай, не буду, не хачу!», В. Жуковский «Птичка», Н. Некрасов «Перед дождём», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Зимнее утро» и т.д.
  7. Произведения русских писателей: К. Ушинский «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно», Л. Толстой «Пришла весна», «Хотела галка пить», Б. Житков «Что я видел», В. Драгунский «Тайное становиться явным».
  8. Произведения зарубежных писателей: Л. Берг «Пит и воробей», Л. Эдвардс «Шалунья – сестричка», С. Вангели «Подснежники».

 

 

Рекомендуемые произведения художественной литературы и фольклора для старшей группы.

  1. Белорусские и русские песенки и потешки: «Сонейка – сонца, выглянi у аконца», «Сiука – варонка», «Ходзiць коцiк па палях», «Расти, коса», «Тит, поди молотить», «Наш козёл – стрекозёл то – то умный был».
  2. Белорусские и русские народные сказки: «Лёгкi хлеб», «Як кот звяроу напалохау», «Гарошак», «Кот Максiм», Лiсiца – хiтрыца», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Морозко», «Хаврошечка», «По щучьему веленью», «Царевна – лягушка», «У страха глаза велики».
  3. Легенды и сказания: «Возера Нарач», «Пра зязюлю», «Паданне пра заснаванне Мiнска», «Прав озера Свiцязь».
  4. Былины: «Садко», «Русские богатыри».
  5. Литературные сказки русских писателей: А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», П. Ершов «Конёк – Горунок», В. Одоевский «Городок в табакерке», В. Гаршин «Лягушка – путешественница», С. Аксаков «Аленький цветочек», А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»,                          Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Крокодил Гена и его друзья», А. Волков «Волшебник Изумрудного города», А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
  6. Литературные сказки зарубежных писателей: Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», «Принцесса на горошине», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», О. Уайльд «Мальчик – звезда», Д. Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски», А. Милн «Хвосты», «Винни – Пух и все-все-все», Дж. Родари «Приключения Чиполино», «Путешествие Голубой Стрелы», «Мышка, которая ела кошек», «Почему? Зачем? Отчего?», В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук»,       Ш. Перро «Золушка», Б. Гримм «Госпожа Метелица».
  7. Произведения белорусских и русских поэтов: Э. Агняцвет «Саука за сталом», «Зямля з блакiтнымi вачамi», «Хто пачынае дзень?», М. Багдановiч «Зiмой», Р. Барадулiн «Загадкi на градках», «Жарт», Н. Игнатенко «История про Варю и домовёнка», Я. Колас «Першы гром», Я. Купала «Хлопчык i лётчык», О. Высотская «Мамин день», И. Толмакова «Плим», З. Александрова «Дозор», «Подснежники», П. Барто «Птичьи разговоры», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою», «Зима недаром злится!».
  8. Басни: И. Крылов.
  9. Произведения белорусских и русских писателей: З. Бядуля «Скарб», В. Вiтка «Страшна яказка», У. Галубок «Гонар», В. Хомчанка «Бiлеты у цырк», М. Гамолка «Васiлёва бярозка», А.Дударау «Сiнявочка», А. Чехов «Каштанка», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Косточка», «Лев и собачка»,А. Гайдар «Чук и Гек», «Совесть», Н. Носов «Живая шляпа», «Фантазёры», К. Паустовский «Квакша», «Растрёпанный воробей», В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Друг детства», «Он живой и светится».
  10. Произведения зарубежных писателей: Э.Сетон – Томпсон «Чинк», А. Линдгрен «Путешествие Эмиля из Леннеберги», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».

 

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания/ Министерство образования Республики Беларусь. – Минск, национальный институт образования, 2019 – 479 с.
  2. Т.Д. Зинкевич – Евстегнеева «Практикум по сказкотерапии», СПб: ООО «Речь», 2002. – 310 с.
  3. Поиграйте со мной дома! Консультации по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста/ сост. О. С. Ярмошук, Т.В. Дик и др., Мозырь: Белый Ветер, 2013 – 56 с.

Подготовила: педагог-психолог первой квалификационной категории Холодинская А.В.


 


                                         

 

Телефон:  (017) 244 22 84, (017) 247 07 14

Адрес электронной почты: ddu551@minsk.edu.by

Регистрационное свидетельство №: 1141505741 от 24.11.2015г.

 

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)